С 7 по 20 июля в Жаксынском районе работала международная археологическая экспедиция. Исследования проводились на территории Запорожского сельского округа, в районе села Новочудное. 18 июля археологи полностью вскрыли оба кургана, сообщает ТОО «Ақмола Медиа Орталыгы».
Один из них оказался ритуальным – в нем были обнаружены осколки кувшина и кости лошади.
А вот во втором кургане, в северо-западной части могильной ямы, на верхней ступеньке были найдены останки захоронения воина тюркского периода VI-VII вв. Он был обвернут в бересту. Во время исследования захоронения были найдены останки наконечников стрел из железа, также оружие и бронзовая серьга. В восточном секторе могильной ямы были обнаружены останки захоронения лошади. По предположению археологов, она была захоронена взнузданная и экипированная (т. е. присутствуют останки удила, седла из дерева, подпруги, стремя из железа, кошмы). Это захоронение можно отнести к разряду элитных так как не всегда кочевников хоронили вместе с конем. И на побережье Пришимья это одно из редких богатых захоронений.
Вот, что рассказал руководитель экспедиции, старший преподаватель кафедры археологии и этнологии Евразийского национального университета им. Л. Гумилева Алексей Свиридов:
— В составе экспедиции преподаватели и студенты нашего университета, два сотрудника института археологии Российской академии наук, два сотрудника Болонского института (Италия) и члены краеведческого лагеря «Номад» Запорожской СШ (руководитель Е. Байдюсенов). Следует отметить, что с россиянами мы работаем не первый год, у нас уже наработанная группа. За время существования нашей группы, а это порядка 10 лет, в составе у нас были представители нескольких зарубежных институтов, которым интересна история Казахстана.
— Какова цель этой экспедиции?
— Основная цель нашей экспедиции – это выявление памятников гунно-сарматского времени. Это заключительный этап раннего железного века. Как известно, историческая периодизация строится на основе каменного, бронзового, железного веков. Время, изучение которого мы ведем, еще не совсем исследовано историками и археологами.
— Мы исследовали четыре объекта. Два первых кургана оказались, говоря историческим языком – кенотафом. (Прим. Кенота́ф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила). Есть надежда, что в этих двух могильниках, над которыми мы сейчас работаем, что-то есть.
— Что вы делаете с находками, которые обнаруживаете при раскопках?
— Мы все забираем с собой. По закону все находки можем держать у себя около трех лет. Все описывается, чистится, фиксируется, зарисовывается, фотографируется. По возможности находкам придается первоначальный вид. Потом начинается научный поиск, т. е. надо узнать датировку, когда изготовлен данный предмет. Идет сравнение с находками, найденными ранее, чье описание имеется. Помимо этого берем для радиоуглеродного анализа некоторые материалы, расположенные в могиле, например, тлен под костями. К сожалению, такой анализ у нас в стране не делают. Мы отправляем материал в Россию. Этот анализ позволяет установить физико-химическую дату, более точно показывающую временной период, к какой исторической эпохе он относится.