Информация – страшная сила. В Казахстане, как оказалось, настолько страшная, что перед ней пасуют большие государственные люди, генералы, руководители силовых структур. Коротенькая заметка, наспех набросанная с чьих-то слов, может решать судьбы людей. Совсем как в газете «Правда» образца 1937 года: если пишут – значит, виновен!
Всю последнюю неделю казахстанские вебсайты и телеканалы тиражируют шокирующую историю о том, как с третьего этажа Бостандыкского РУВД Алматы выбросилась девушка, на которую, по ее словам, оказывали давление полицейские. История действительно крайне неприятная и потому требующая тщательного, всестороннего, объективного расследования. Кто и в чем виноват, что на самом деле случилось, что это за девушка, по какому делу находилась в полиции и почему решилась на такой шаг? Вопросов много и все они требуют точного, развернутого и беспристрастного ответа. Ответы нужны как самой полиции для выяснения истины, так и обществу, которое, получив «жареную» новость, теперь ждет детальных объяснений.
Разобраться, что произошло важно еще и потому, что на карту в очередной раз поставлен имидж государства, честь его солдат. Когда полицейские ежедневно получают увечья и гибнут, защищая жителей казахстанских городов от экстремистов, террористов и бандитов, об этом у нас много не пишут. Когда же полицейских обвиняют в поступках, дискредитирующих звание офицера, наши общественные институты сразу на своем месте. Не было еще ни следствия, ни суда, но для публики уже готов вердикт. Довели девушку до истерики! Угрожали отправить в камеру к бомжам, которые ее будут насиловать! И это при том, что она вообще – потерпевшая! Вот как давят на людей, вот как обращаются с потерпевшими в казахстанской полиции!
Интернет – большая труба, в нее только дунь. Новость перепечатали российские, украинские, израильские, американские, европейские порталы. Стоит ли говорить об имидже страны с такой полицией? «В Казахстане средневековые нравы, там обращаться в полицию страшно!» — пишет в своем комментарии жительница Польши.
Мы далеки от того, чтобы кого-то в чем-то обвинять или, напротив, оправдывать. Это дело специалистов, дело суда. Однако нам показалась слишком странной описанная авторами картинка. У нас вызвал сомнения вердикт, вынесенный некоторыми изданиями и растиражированный десятками сайтов. Слишком абсурдно, быстро и конечно горячо! Дьявол, как известно, кроется в деталях. В распоряжении редакции оказались материалы уголовного дела, по которому потерпевшая, назовем ее Ч. (все данные имеются в редакции) была приглашена в тот роковой день, 17 мая, в Бостандыкский РОВД. Из них вырисовывается следующая картина.
24 апреля текущего года девушка вместе со своим другом, гостем из Литвы Г. Дацевичем, отдыхала в ресторане. После этого они вместе поехали на квартиру к другу. В такси девушка отдала спутнику свой сотовый телефон и портмоне с деньгами. По дороге между друзьями произошла размолвка и девушка вышла из машины, забыв свой телефон и деньги. Когда же друг приехал домой, на него около подъезда напали двое неизвестных, отобрали телефоны (его собственный и подруги), а также деньги. Позднее девушка, успокоившись, вернулась к своему другу, и тот рассказал ей о случившемся. В полицию они решили не обращаться, полагая, что все равно никого не найдут. Но спустя три недели, 15 мая, Ч. вдруг увидела в магазине свой телефон, который был выставлен на продажу, решила его вернуть и обратилась в полицию. Человек, который сдал телефон в магазин, был установлен и задержан.
Однако проблема в том, что полицейским она изложила происходившее несколько не так, как было на самом деле. По какой-то причине Ч. решила не упоминать своего латвийского друга. В заявлении она написала, что это у нее ночью 24 апреля отобрали оба телефона и деньги. Уже 16 мая следователи провели очную ставку с задержанным, обнаружили нестыковки в показаниях потерпевшей и выяснили, что картина преступления выглядит иначе, чем излагала потерпевшая. Они нашли и допросили друга девушки, который подробно рассказал, как все произошло на самом деле. Затем, пригласив саму потерпевшую, следователь сделал то, что и полагается в подобных случаях. Он напомнил об уголовной ответственности за заведомо ложный донос и попросил еще раз, правдиво изложить все события той ночи.
С этой минуты, по рассказам полицейских, ситуация развивалась быстро и абсолютно неожиданно для них. У Ч. случилась истерика, что вполне объяснимо, в такой ситуации. Она требовала прекратить дело, всех отпустить и просто вернуть ей телефон. Ей объясняли, что так не получится: преступление относится к разряду тяжких и нельзя «отозвать» заявление по нему, закрыв дело по примирению сторон. Тем более, что задержан человек, которого она оговорила. Все это действительно серьезно. Возможно, неожиданная ситуация поставила девушку в тупик. Безусловно, любой гражданин, в такой ситуации, чувствовал бы себя растерянным и беспомощным.
В этот момент в кабинет вошел еще один сотрудник, который занес материалы на подпись. Пока следователь и начальник отдела отвлеклись, Ч. начала ходить по кабинету, внезапно подошла к открытому окну. Спустя несколько секунд, когда на нее обратили внимание, она уже стояла на карнизе с другой стороны. Один из полицейских попытался удержать ее, схватив за руку, но было уже поздно. Спас Ч. припаркованный под окнами автомобиль – он несколько смягчил падение. Пострадавшую спасли, помогли ей восстановить здоровье. Всем отделом собрали необходимые для операции 700 тысяч тенге.
Сенсационные новости об этих событиях появились в прессе спустя целых два месяца. Ч. начала публично обвинять полицейских в давлении, в том, что ее пугали бомжами-насильниками. Как все было на самом деле, безусловно, предстоит разбираться, чем сейчас и занимается департамент внутренней безопасности ДВД города. Между тем, еще 16 июня дисциплинарная комиссия при ДВД приняла решение уволить всех трех офицеров, которые в тот момент присутствовали в кабинете майор и два капитана. Со стажем работы от 11 до 17 лет. У всех троих – семьи, дети.
Формально, на языке государства, такое решение может означать одно: уволены, значит, виноваты. Хотя в правовом государстве ответить на вопрос «кто виноват?» может только суд.
Офицеры рассказывают, что они обращались к руководству ДВД. Лично были на приеме у генерала Кудебаева, просили только одного: разобраться. Поддержки не получили.
Такая ситуация не то чтобы тревожит, она пугает. Безусловно, можно понять прессу, делающую сенсации. Можно и нужно понять и девушку, которая, видимо, не справилась с всплеском эмоций, оказавшись в неожиданной стрессовой ситуации. Нужно поддержать ее в любом случае, правы полицейские или нет. Но крайне сложно понять логику полицейского начальства, которое безоговорочно, не разобравшись, повинуется этому, очевидно не самому профессиональному, авансом вынесенному вердикту прессы. Сила слова, безусловно, велика, но уж где-где, а в полиции принято верить не словам, а доказательствам.
Как теперь сложится жизнь уволенных полицейских? Понятно, если действительно виноваты – будут отвечать. А если нет?
Увы, завтра на их месте может оказаться любой другой офицер МВД.
По большому счету, обидно не только за офицеров. Обидно за государство. Сильное, профессиональное, правовое государство своих солдат не бросает. В сильном государстве кадровый офицер – военный или полицейский – всегда может рассчитывать на поддержку и защиту.
Впрочем, история пока не закончена. Возможно, она лишь начинается. Есть некоторые сведения, что в последние дни на фоне равнодушной позиции ДВД Алматы уволенные сотрудники подвергаются шантажу со стороны неких заинтересованных лиц. От них требуют очень крупную сумму – 200 тысяч долларов – в обмен на молчание прессы. В противном случае обещают продолжить информационную волну. Фигурируют здесь и отдельные конкретные персоны, люди довольно известные. Впрочем, от упоминания фамилий мы пока воздержимся, посмотрим, что будет дальше. Надеемся, что высшее руководство МВД уже знает о сложившейся ситуации.
Портал 365info будет внимательно следить за развитием событий.
Марат Бисембаев