Война в Украине прямо отразилась на конфетном рынке Казахстана. Roshen, конфетная марка, принадлежавшая Петру Порошенко, президенту Украины, стала терять популярность. И в целом сладости из Украины стали сдавать позиции.
Доли рынка — информация секретная, но отдельные игроки готовы поделиться секретным знанием. Так, Жанат Шаненов, директор астанинского филиала«Common Market Corp.», говорит, что политика напрямую отразилась на «сладком» рынке Казахстана:
— Какие иностранные производители конфет самые популярные?
— Roshen, «Конти», «АВК» и «Красный октябрь».
— Почему Roshen так востребован?
— Приемлемые цены, и по вкусовым качествам конфеты достаточно неплохие. Но в связи с украинским кризисом популярность Roshen в Казахстане очень сильно падает. Кажется, казахстанцы не хотят спонсировать Порошенко. Вообще компания Roshen — наши непосредственные конкуренты, поэтому я знаю, что объем продаж у них сильно упал.
— Украина нам серьезный конкурент?
— Если брать именно Казахстан, то нет. Украина с брендами «Конти», «Рошен» и «АВК» занимают на казахстанском рынке около 10%. Львиную долю занимает «Рахат», у этой фабрики свыше 35% в среднем. 10% занимает «Баян-Сулу», а Россия и все остальные страны делят между собой оставшиеся 45%.
Другие эксперты оценивают рынок конфет менее оптимистично. Более 50-ти % казахстанского конфетного рынка контролируют иностранные компании. Их продукция дешевле, а потому более востребована. Кондитеры объясняют: ингредиенты для изготовления конфет казахстанским компаниям приходится привозить из-за рубежа. Своего необходимого сырья в Казахстане очень мало. Вот и приходится накручивать цены. Правительство «своих» поддерживать собирается уже несколько лет, да никак не соберется. А пока говорит, что «надо уметь конкурировать». А конкурировать приходится с украинскими компаниями, которые делают сладости из своего, отечественного и дешевого сырья.
Если с какими-то иностранными поставщиками конфет еще можно «разобраться» посредством госпошлин на ввоз сладостей, говорят конфетных дел мастера, то российские товары могут беспрепятственно попадать на отечественный рынок. При этом казахстанские конфеты также спокойно могут попасть на рынок наших северных соседей.
— Еще несколько лет назад Украина была очень серьезным конкурентом, — рассказывает на условиях анонимности Айдос, представитель одной из казахстанских конфетных фабрик. — Но с учетом последних событий, доля ее участия на рынке постепенно снижается. И, к сожалению, эта часть рынка уходит не к казахстанским производителям, а к российским.
— То есть украинских конфет стало меньше на рынке?
— Да, есть люди, которые работали в Roshen. Они говорят, что чувствуют сильное давление? но пока мы на рынке не видим этого. На полках магазинов Roshen как присутствовал, так и присутствует. И их продукцию до сих пор завозят.
— Почему бы вам в ответ не завозить свою продукцию в Россию?
— Есть определенные правила, которые касаются прав защиты интеллектуальной собственности. Это относится к торговым маркам, которые российские производители изготавливают с советских времен. Например, конфеты «Мишка на севере», «Мишка косолапый», «Красная шапочка» и т.д. Эти марки они забрали себе, а значит, мы с ними выходить на российский рынок не можем. Таким образом, например, карагандинская конфетная фабрика не может экспортировать им свой товар. Но зато экспортирует его в Германию. А вот фабрики «Рахат» и «Баян — Сулу» отлично себя чувствует на российском рынке. Вообще казахстанские конфеты хорошо идут за рубежом.
Пока казахстанцы испытывают серьезные проблемы с выходом на российский рынок, россияне на нашем чувствуют себя вольготно. Ввозить российские конфеты на территорию Казахстана стало достаточно легко. Растаможивание и различные госпошлины сменились аккредитацией, которую, по словам дистрибьюторов, проходить «быстро и легко». А потому цены на продукцию соседей в Казахстане стали ниже.