В стране уже в течение ряда лет идет реализация принципиального решения о диверсификации экономики и поэтапном сокращении ее зависимости от экспорта сырья. В этом году истекает срок базового документа в данной сфере – Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 годы (ГПФИИР).
В начале июля правительство отчиталось по итогам реализации этой программы, делая упор на цифрах, которые показывали проделанную работу в выгодном для него свете. Так, заместитель премьер-министра – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев рассказал, что темп роста обрабатывающей промышленности Казахстана составил более 8%.
При этом он с гордостью доложил, что «Казахстан занял второе место по этому показателю после Турции, опередив Россию, Южную Корею и Польшу».
В свою очередь министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев отметил, что в целях финансового обеспечения госпрограммы в период с 2010 по 2013 годы было выделено порядка 3,7 трлн тенге. Кроме того, на реализацию инвестиционных проектов было привлечено более 2,4 трлн тенге частных инвестиций.
Общие цифры индустриализации также впечатляют: машиностроение выросло на 75%, рост производства неметаллической, минеральной продукции составил 47%, химическая промышленность увеличилась на 28%. За 4,5 года реализовано 672 проекта, в этом году планируется ввести еще 120. Рабочие места, созданные благодаря ФИИР, растут быстрей, чем грибы после дождя. Так, в апреле называлось 30 тысяч рабочих мест, в июне – 60 тысяч, а 2 июля их уже 69 тысяч! Складывается впечатление, что страна инновационно-идустриализируется чуть ли не семимильными шагами.
Однако, если профильтровать всю массу цифр, которыми сыпали докладчики, в сухом остатке останется: «доля обрабатывающего сектора в ВВП сократилась с 11,3% в 2010 году до 10,9% в 2013 году, а доля несырьевого экспорта упала с 30% до 20%». Причем реальный несырьевой сектор включает еще и реэкспорт. А ведь в 2008 году ставилась задача увеличить долю несырьевого экспорта Казахстана до 40%!
Следует подчеркнуть, что главная задача ГПФИИР это не строительство как можно большего количества цементных заводов, откормочных площадок и карьеров, а обеспечение качественных, инновационных изменений в экономике. Наша экономика остается по-прежнему не диверсифицированной и сырьевой. Можно, к примеру, говорить о создании в Казахстане автомобильной промышленности, но по факту это промышленность автосборочная и никакого принципиально нового продукта она не создает.
Программа ФИИР должна дать серьезный импульс технологическому развитию и созданию наукоемких производств. По словам г-на Исекешева, вдвое выросла инновационная активность предприятий, а также снизилась энергоёмкость ВВП. К концу текущего года доля инновационно-активных предприятий должна составить не менее 10%. Однако инновации так и не произошли. Яркий примером этому служит, широко разрекламированный, но несостоявшийся выпуск планшетников.
Подтверждают это и данные Глобального инновационного индекса (который учитывает не только затраты на инновации, но и отдачу от них). В 2012 году, Казахстан занимал 60-е место, но в 2013-м скатился на 84-ю позицию, уютно расположившись между Эквадором и Индонезией. И если сегодня доля наукоемкой продукции на мировом рынке, например, США составляет 25%, Сингапура –7%, Китая –2%, России –0,4%, то Казахстана –0%.
Иностранные инвесторы, ориентирующиеся на импортные средства производства и собственных специалистов, легко обходят стандарты казахстанского содержания. Что совершенно несложно, поскольку в этих целях учитывается все подряд: уборка помещений, услуги столовых, найм местного персонала для низкоквалифицированного труда.
За пять лет реализации госпрограммы ни одну из поставленных задач (а это сокращение объема импортных товаров, обеспечение диверсификации экономики, увеличение поступлений в доходную часть бюджета, наполнение внутреннего рынка товарами казахстанского производства) решить не удалось. Таким образом, относительно выполняются только количественные задачи – наращивание объемов добычи и вложения денег в ту же сырьевую добычу. Но качественных изменений нет.
Перерезания ленточек на завершенных и не очень стройках, все запланированные к росту показатели ослабления сырьевой зависимости, структурного улучшения экономики, повышения ее эффективности оказываются не более чем мыльными пузырями никак не меняющими сложившейся экспортно-сырьевой и импорто-зависимой экономики Казахстана. В результате в экономике сохраняют прежние не утешительные тенденции: дефицит внешних инвестиций, рост сырьевой зависимости, вывоз капиталов.
Свидетельств глубоких, не решенных проблем в экономике страны, говорящих о провале программы ФИИР, более чем достаточно. Это и февральская девальвация тенге, отличительной особенностью которой стало проведение ее при стабильно высоких ценах на экспортируемую нефть. Это и предстоящая легализация капиталов, которая должна притормозить вывод олигархами средств из страны и привлечь их в реальный сектор экономики.
Для того, чтобы во второй пятилетке ГПФИИР (на реализацию которой правительство планирует направить около 6,6 трлн тенге) не допустить повторения ошибок и благие намерения так и не остались лишь намерениями, необходимо провести анализ экономической эффективности каждого инвестиционного проекта на карте индустриализации (а это более 870 проектов республиканского и регионального уровней).