Новая система управления рисками, принятая министерством финансов РК, дает государству возможность на законных основаниях как можно дольше не возвращать экспортерам часть их кровно заработанных денег.
Финансисты и налоговики не чужды инноваций. Для того чтобы улучшить администрирование, а точнее, облегчить труд налоговых служб, постановлением правительства в марте этого года была введена система управления рисками. Возможно, система показала себя эффективной в плане борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, но и добросовестным жизнь осложнила чрезвычайно!
В частности, нововведение вплотную коснулось деятельности крупных компаний-экспортеров, которые стали испытывать невероятные трудности с возвратом превышения налога на добавленную стоимость (НДС) над суммой начисленного налога.
– После введения правил применения системы управления рисками возврат НДС резко ухудшился, –поясняет исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец. – Возвращается не более 25% НДС.
Проблема в том, что в соответствии с новыми правилами налоговый орган обязан при формировании аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» провести проверку всех контрагентов всех сделок субъекта проверки, в частности крупных компаний. «Ахиллесовой пятой» новой методики является то, что количество уровней проверяемых поставщиков ничем не ограничено. А это значит, что проверка может затянуться до бесконечности. Как и возврат денег, уплаченных предпринимателями-экспортерами в счет НДС.
– Сейчас правительство, обеспокоенное проблемами экспортеров, выдвигает ряд инструментов поддержки. Но факт невозврата НДС фактически нивелирует эти шаги, – считает Николай Радостовец. – Правила предполагают, что налоговики обязаны проверять всю цепочку вплоть до первого поставщика (производителя товара). Но это зачастую просто невыполнимо, так как у крупных металлургических холдингов десятки тысяч поставщиков, находящихся в сотнях тысяч километров друг от друга, в разных странах.
Складывается впечатление, что налоговики не делают различий между крупными компаниями, имеющими постоянный адрес местонахождения, и полулегальными теневыми посредническими структурами. Но ведь если налоговые органы заподозрят компанию в нарушении законодательства, они в любой момент могут вернуться и проверить ее. Тем более что у налоговиков есть такая возможность.
– Возврат НДС прекращается автоматически, поскольку процедура проверки затягивается на несколько месяцев, а то и на год, – обращает внимание представитель отраслевой ассоциации. – Мы расцениваем это просто как нежелание министерства финансов возвращать компаниям их деньги.
Представители компаний-экспортеров выразили опасение, что невозврат НДС (а это суммы в миллиарды долларов) выгоден, прежде всего, для государственного бюджета. Невозвращенные производителям деньги таким образом позволяют Минфину реализовать обязательства по исполнению расходной части республиканского бюджета. Представители ОЮЛ «Евразийская промышленная ассоциация» подтвердили, что задолженность Минфина перед многими предприятиями группы ENRC длится аж с 2009 года. В аналогичной ситуации находятся АО «Корпорация «Казахмыс», «Казцинк» и ряд других.
Но если крупные металлургические концерны еще способны преодолеть ситуацию за счет «подкожных запасов» и кредитных ресурсов, то экспортерам несырьевой продукции – хоть караул кричи!
— Невозврат уплаченных нами денег – это дырка в бюджете предприятия, — поясняет Леонид Тереньев, директор Кокшетауского ТОО «Сигма». – Это деньги фактически вырваны из оборота. Для того, чтобы залатать эту брешь, мы вынуждены обращаться за кредитами в банк.
Учитывая, что большинство этих предприятий реализуют инновационные проекты по госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития, компании становятся в крайне уязвимое положение.
К слову, Национальная палата предпринимателей РК уже пыталась решить этот вопрос. В феврале этого года вице-президент НПП Жаннат Ертлесова обратилась с соответствующим письмом к министру финансов Бахыту Султанову. Однако обращение не дало результатов.
По итогам повторного обсуждения участники заседания в НПП предложили обратиться с ходатайством к заместителю премьер-министра – министру индустрии и новых технологий РК Асету Исекешеву.
Предприниматели выступают за полную отмену системы управления рисками «как не соответствующей международным стандартам». Они требуют от Минфина опубликовать на сайте министерства полную информацию о задолженности государства перед каждой компанией с подробным графиком ее погашения.
– Мы очень просим правительство не рассматривать возврат НДС как источник средств для финансирования тех или иных нужд, – подчеркнул Н. Радостовец. – Это деньги из оборотного капитала. Их невозврат не позволяет предприятию нормально функционировать – проводить выплату заработной платы, производить ремонт, закупать сырье и оборудование и т. д. Мы надеемся на поддержку правительства, тем более, что оно озабочено улучшением инвестиционного климата, а невозврат НДС – это показатель неэффективности финансовой системы в целом… Невозврат НДС – это удар по экспортеру!