Наш портал продолжает публикацию расследования американских журналистов Стива Хорна и Алена Руфа о том, чем Всемирному банку интересна система образования Казахстана. В третьей части речь пойдет о людях, которые стоят за многими из происходящих ныне реформ.
«Шигео Катсу на протяжении десятилетий являлся сотрудником Всемирного банка и строил карьеру преимущественно в Западной Африке и Восточной Азии. В 2003 г. он стал вице-президентом Банка в Европе и Центральной Азии и перешел на позицию главы администрации Назарбаев Университета в 2010 году. Катсу был рекомендован на эту позицию советниками из Высшей педагогической школы университета Пенсильвании, которые уже задолго до этого были задействованы в проектировании нового университета. Наиболее примечательным из них был Алан Руби, еще один бывший сотрудник Всемирного банка и консультант по глобальному образованию, в данный момент вовлеченный в реструктуризацию казахстанской системы образования.
Другой примечательный персонаж в администрации Назарбаев Университета – Аслан Саринжипов, на тот момент председатель исполнительного совета, руководящей группы университета, а сегодня министр образования и науки РК. В прошлом он работал на Министерство иностранных дел в качестве атташе по вопросам экономики при посольстве Казахстана в Вашингтоне, в последующем нес службу во Всемирном банке на позиции координатора проектов в среднеазиатском регионе по «развитию инфраструктуры, финансов и частного рынка».
Саринжипов также работал заместителем председателя Национального аналитического центра. Центр предоставляет «объективный анализ экономических показателей, результатов внедрения фискальной и бюджетной политики, а также процессов развития человеческого капитала». Саринжипов работал в качестве генерального исполнительного директора университета с сентября 2009 г., в то время, когда учреждение было известно под простым названием «Новый университет Астаны».
Помимо Катсу и Саринжипова, другие менее заметные, но влиятельные фигуры со связями с Банком или агентствами национальной безопасности США играют значительные роли в системе образования Казахстана. Два «человека за кулисами», работающие на руководящем уровне в университете выделяются особенно: бывший советник по Евразии в Совете национальной безопасности США Дэвид Меркель (David Merkel) и сотрудник Всемирного банка Деннис Де Трей (Dennis De Tray).
Вкратце представляемый как «независимый эксперт-аналитик», Дэвид Меркель является прямым «представителем Запада» в попечительском совете университета, в то время как Де Трей служит в совете директоров Национального аналитического центра. Их биографии и карьера иллюстрируют взаимосвязь Всемирного банка и интересов агентств национальной безопасности США.
Деннис Де Трей: от университета в Чикаго до Казахстана
Деннис Де Трей получил степень магистра в 1972 г. в Чикагском университете под руководством сторонника «свободного рынка» и неолиберальной идеологии Арнольда «Эла» Харбергера. Харбергер наиболее известен консультациями «Чикагских мальчиков» (Chicago Boys) по инструментам и реализации реформ свободного рынка в Чили при диктаторском правлении Августо Пиночета в 1970-х годах. Покинув Чикаго, Де Трей более десяти лет работал исследователем в RAND Corporation. Во Всемирном банке он проработал с 1983 по 2006 г.. Во время своего пребывания в Банке Де Трей занимал различные позиции по всему миру, от тропиков Центральной Америки и Доминиканской Республики до Индонезии, в конечном счете проделав свой путь до Казахстана и Центральной Азии. Он был региональным директором Всемирного банка в Индонезии с июля 1997 по март 1999 – в неспокойное для страны время. Индонезия, описанная в документальном разоблачительном фильме журналиста Джона Пилгера «Новые правители мира», была полностью разорена в конце двадцатого века внутренними социальными и политическими потрясениями, усилившимися от вмешательства Всемирного банка, стратегов «холодной войны» США и международных корпораций. Развязка наступила в 1998 г., когда диктаторское правление Сухарто (Suharto) подошло к концу и было смещено массивным движением «Власть народа».
Сухарто пришел к власти в результате государственного переворота в 1965 г., организованном при содействии ЦРУ США и британской МИ6. В результате переворота был смещен популярный, ориентированный на реформы Сукарно (Sukarno). Сразу после переворота военные и гражданские эскадроны смерти Сухарто, используя составленные ЦРУ списки, арестовали и убили около одного миллиона сторонников Сукарно. Подавив всю оппозицию, диктаторский режим, поддерживаемый США, открыл страну для иностранных инвесторов и международных финансовых учреждений, наиболее примечательные из которых Всемирный банк и его брат-близнец Международный валютный фонд.
Из-под надзора Денниса Де Трея, который работал в качестве регионального директора Банка в последние дни диктаторского режима, исчезло около 25 миллионов долларов США из фондов Всемирного банка. Деньги, предназначенные на проекты развития, исчезли. The Wall Street Journal позднее отметил, что «официальные лица Всемирного банка знали о коррупции, однако никогда не представляли развернутых отчетов, отслеживающих, какое количество денег было потеряно».
Коррупция зашла так далеко, что сенатор США Митч МакКоннелл (республиканец от штата Кентукки) потребовал от Главного бюджетно-контрольного управления США составить отчет и конкретно объяснить, что случилось с теми десятками миллионов долларов. Управление пояснило, что «Деннис Де Трей игнорировал внутренние отчеты, которые содержали детальную информацию по «откатам», утаиванию доходов и махинациям, потому что не хотел расстраивать семью Сухарто и ее окружение, которые, как он считал, были ответственны за экономический бум в Индонезии».
Отвечая на вопросы расследования Главного бюджетно-контрольного управления США и другую критику роли Банка в Индонезии, Де Трей в 2006 г. заявил, что «существовал компромисс между коррупцией и методами, посредством которых мы улучшаем жизнь бедных. Чем сильнее мы будем бороться с коррупцией и коррупционерами, тем меньше мы сможем сделать для улучшения жизни бедных сегодня».
Сухарто умер в январе 2008 г. Де Трей прокомментировал это так: «критики должны закрыть рты и отдать ему должное. Я выслушал немало оскорблений с тех пор, как я покинул Индонезию за то, что защищал Сухарто. Почему? Потому что я утверждал, что то плохое, что он сделал, а иногда и ужасное, должно быть уравновешено хорошим, не ради самого Сухарто, а ради развития», — писал Де Трей. «Рассматривать Сухарто как еще одного коррумпированного диктатора, значит, упустить уроки одного из величайших успехов развития в истории всех времен».
Де Трей, продвигая увеличение дохода на душу населения в качестве измерения этого «успеха», не счел нужным упомянуть, что сегодня «120 миллионов граждан страны…живут меньше чем на два доллара в день», и что десятки миллионов человек живут без элементарных благ: чистой воды и минимального питания, не говоря уже о здравоохранении, образовании, одежде и крова над головой.
Де Трей и Казахстан
Покинув Индонезию, Де Трей работал во Вьетнаме с 1999 г. по 2001 г. в качестве старшего постоянного представителя МВФ (IMF – InternationalMonetaryFund). Затем он около пяти лет занимал позицию директора отделения Банка в Европе и Центральной Азии, который располагался в Алматы. Де Трей занимал эту позицию в одно и то же время с упомянутым выше Шигео Катсу, на тот момент работавшим на позиции вице-президента Банка в регионе.
После работы в Банке, Де Трей стал первым вице-президентом основанной Банком негосударственной организации «Центр глобального развития». Его президент-основатель Нэнси Бёрдсел в прошлом служила главой Отдела политических исследований во Всемирном банке.
В 2009 г. спонсирование Центра глобального развития осуществлялось такими организациями как GoldmanSachs, Chevron, Cargill, DeBeers, Nestle и прочими. В 2006 г. центр получал финансирование от Citigroup, Nike, Microsoft, Фонда Билла и Мелинды Гейтс, ультраконсервативного фонда Смита Ричардсона и многих других. Другими словами, центр глобального развития можно именовать как «Центр корпоративного развития».
В составе совета директоров центра также много бывших служащих Всемирного банка, включая Ларри Саммерса, бывшего президента Гарвардского университета, который в 2009–2010 гг. занимал пост главы Национального экономического совета в Белом доме при президентстве Обамы. В период краткого пребывания Саммерса на посту главного экономиста Всемирного банка с 1991 г. по 1993 г. Де Трей работал его старшим советником по экономическим вопросам.
Де Трей также является директором в некоммерческой организации «Результаты, направленные на развитие», основанной в конце 2007 г. и позиционирующей себя как организация, применяющая «высококачественные исследовательские методы в традиционном исследовательском центре со способностью перевести данные исследования в действия на месте в развивающихся странах». В качестве эксперта организации «Результаты, направленные на развитие» также выступает Алан Руби, ключевой советник по реструктуризации казахстанской системы образования.
Среди прочих, основателями организации «Результаты, направленные на развитие» являются: Всемирный банк, правительство Казахстана, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Агентство США по международному развитию USAID и Фонд Рокфеллера.
Де Трей также служил ключевым посредником для казахстанского правительства по вопросам образования. Ярким тому свидетельством является тот факт, что Де Трей сопровождал высокопоставленную казахстанскую делегацию, включая заместителя премьер-министра страны Ербола Орынбаева и на то время президента Нового университета Астаны, бывшего сотрудника Всемирного банка Аслана Саринжипова, в поездке в университет Висконсин-Мэдисон в марте 2010 г.
Де Трей «на Шелковом пути» в Афганистан
Продолжая работать консультантом в Национальном аналитическом центре, Де Трей также извлек выгоду из других предприятий в Центральной Азии. Он ведет бизнес, носящий его собственное имя — «Де Трей Консалтинг» (De Tray Consulting). Фирма, зарегистрированная в США в г. МакЛин, штата Виргиния, получила два афганских контракта от Министерства обороны армии США: первый на сумму в 319500 долларов США в 2010 г. и второй на сумму в 326822 долларов США в 2011 г.. Оба контракта были на оказание «профессиональных услуг».
Отправившись в Афганистан, он служил в качестве советника в 173-ей воздушно-десантной бригаде в провинциях Логар и Вардак в 2010 г.. Бригада являлась одним из многочисленных соединений, участвовавших в восстановлении конституционного порядке по всей стране.
В 2007 г. в армейской прессе появилось сообщение о том, что 173 воздушно-десантная бригада использует беспилотные летательные аппараты, чаще именуемые «беспилотные хищники», в ежедневных контр-террористических операциях. Армейская газета «Звезды и полосы» (Army’s StarsandStripes) также сообщала о том, что 173-я бригада использует техники биометрической идентификации, такие как сканирование сетчатой оболочки глаза и распознавание лиц в «полевой работе».
Де Трей в оккупированном Ираке
Де Трей был в составе делегации, посетившей Ирак в 2009 г. Визит он описал как «замечательный, потому что мне была дана привилегия увидеть Ирак больше чем остальным, лишь нескольким удалось увидеть столько же».
Согласно его публикации в блоге, была «собрана команда» из ныне разжалованного генерала Дэвида Петрэуса и бывшего посла США Райана Крокера для того, чтобы «окинуть свежим взглядом мероприятия Ирака в области развития» и «посмотреть что может быть сделано дополнительно для поддержания уровня достигнутой безопасности путем создания рабочих мест и повышения качества услуг».
Де Трей также сделал заявление, что теперь «он знает гораздо больше о бронежилетах, вертолетах «Черный ястреб», бронемашинах «Страйкер» и бронемашинах с усиленной противоминной защитой MRAP, транспортах С-17 и С-130, чем когда-либо думал возможным узнать».
Наиболее значимым является тот факт, что Де Трей отправился в Ирак наблюдать за работой особых групп по восстановлению провинций, ключевым компонентом текущих операций по восстановлению порядка в Ираке и Афганистане. Завершив свой визит в Ирак, Де Трей предложил: «группы по восстановлению провинций должны измениться с коалиции групп на международные группы оказания содействия в развитии Ирака. Они должны перейти к поддержке местных правительств в их усилиях по развитию стран, вместо выполнения данных функций самостоятельно».
Меркель: с любовью из России в Казахстан
Карьеру Дэвида Меркеля можно описать словом одним словом — темная.
Его прослеживаемая карьера началась в России, где он работал в Международном республиканском институте Национального фонда развития демократии в середине 1990-х и осуществлял надзор за избирательными процессами в стране.
Миссией Международного республиканского института является «продвижение демократии свободного рынка по всему миру». В 1983 г. Конгресс США утвердил создание Национального фонда развития демократии, который был сформирован с помощью Информационного агентства США при помощи Агентства международного развития США. Национальный фонд развития демократии направляет государственное финансирование США четырем основным грантополучателям:
Международный республиканский институт сыграл роль в попытке свержения Уго Чавеса путем осуществления государственного переворота в Венесуэле в 2002 г. и в 2004 г. в перевороте против лидера Гаити Жана-Бертрана Аристида. Национальный фонд развития демократии и его «дочки», такие как Международный республиканский институт, описывались критиком ЦРУ Вильямом Блумом как «троянский конь» Центрального разведывательного управления.
Как сказал газете «Вашингтон Пост» в 1991 г. бывший глава Агентства международного развития США, основатель Национального фонда развития демократии Аллен Вайнштайн: «Много из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад скрытно делалось ЦРУ».
Статья в «Нью Йорк Таймс» в 1997 г. пояснила, что Национальный фонд развития демократии был «создан 15 лет назад, для того чтобы в открытую делать то, что Центральное разведывательное управление делало тайно на протяжении десятилетий».
После Международного республиканского института Меркель занял позицию в качестве «аналитика оценки риска» в организации Jefferson Waterman International – компания занималась консультациями в сфере общественных связей и известна контактами с ЦРУ и PR-работой от имени диктаторских режимов.
Журналист Кен Силверстейн Jefferson Waterman International в статье за 2002 г. «США – деспот»: «специальность Jefferson Waterman International заключается в непосредственной работе с иностранными режимами, будь это борьба против санкций Конгресса, получение экономической или военной помощи или продвижение американских инвестиций…».
Краткий обзор персонала Jefferson Waterman International выявил, что восемь из 26 нынешних сотрудников раньше работали на ЦРУ. Достаточно назвать нескольких из них:
Эти связи с ЦРУ не являются простым совпадением.
«Лоббистская фирма Jefferson Waterman International принимает на работу бывших офицеров разведки», — поясняет издание Intelligence Online – информационный бюллетень, издающийся для «старших офицеров разведки, консультантов по корпоративной разведке, глав служб безопасности, дипломатов и военного персонала».
В 2003 г. Дэвид Меркель стал заместителем помощника секретаря по международным вопросам в Министерстве финансов США при администрации Джорджа Буша, и служил там до 2005 г. Затем он стал директором Национального совета безопасности по Европе и Евразии. Далее он работал в качестве заместителя помощника секретаря по вопросам в Европе и Евразии Госдепартамента США во время последнего года президентства Д. Буша.
Связи Меркеля с Азербайджаном
После работы в администрации Д. Буша Меркель занял позицию профессора в Азербайджанской дипломатической академии, где на данный момент он преподает курс «Геополитика энергетики».
Согласно репортажу «Нью Йорк Таймс», в 2007 г. «Азербайджанская дипломатическая академия была открыта с целью обучения своих учеников западной манере ведения дипломатических переговоров. Идея заключается в быстром заполнении позиций в пустых азербайджанских посольствах, применении скорых методов в подготовке дипломатов, которые будут строить карьеру в Министерстве иностранных дел».
Академия является первым обучающим центром в Азербайджане по подготовке дипломатов. Она была создана при участии фондов Агентства международного развития США, согласно статье за 2006 г., опубликованной в азербайджанских государственных средствах информации, ее ректор (президент) Хафиз Пашаев, заместитель министра иностранных дел Азербайджана и бывший посол страны в США.
Дипломатическая переписка Госдепартамента США, раскрытая сайтом Wikileaks, между посольством США в Баку и Госсекретарем США Хиллари Клинтон, поясняет, что семья Пашаева «рассматривается как единственная самая влиятельная семья в Азербайджане». Также приводится наблюдение, что страна «управляется на феодальный манер средневековой Европы – горстка тесно связанных семей контролирует определенные географические районы страны, а также определенные секторы экономики».
«Я хочу создать нечто особенное в сфере образования, что позволит показать остальным, что они должны следовать этому примеру» — сказал Пашаев в интервью The Christian Science Monitor.
Энергетические холдинги и исследовательские центры в тени
Используя свои инсайдерские знания глобального рынка энергоносителей, Меркель в данный момент служит старшим советником в United LNG, которая является активным игроком в экспорте сланцевого газа в США. Совладельцами компании являются Main PassEnergy Hub и Freeport McMoRan Energy с 50% долей участия в проекте.
Меркель также часто упоминается или представляется как глава двух предприятий, о которых известно крайне немного и которые практически невозможно отследить в Интернете: политический форум Каспийского и Черноморского регионов и Саммит международных советников.
«Солдаты гуманитарных войск»
Де Трей и Меркель продолжают занимать значительные позиции в Казахстане и Центральной Азии. Ни один из них не имеет опыта работы в высшем образовании, однако оба работают в образовательной системе Казахстана.
Наиболее правильным будет представлять их как «солдат гуманитарных войск», оперативных сотрудников США, строящих империю без оружия, но с помощью финансов, знания глобального рынка энергоносителей и связей с высшими уровнями правительства и международными корпорациями. Они служат образцовыми примерами «мягкой силы».
Вильям Эпплман Вильямс, влиятельный историк США и основатель критикуемой «Висконсинской школы» в дипломатической истории, определил эту логику «открытия дверей» как «безграничный доступ компаний США к рынкам повсюду, который достигается, где необходимо, посредством политического и военного давления на государства, ключевых людей, и революционные движения (там, где они существуют)».
Де Трей и Меркель работают за кулисами, открывая двери для имперских экономических и стратегических интересов в Центральной Азии».
Говоря о таких людях, как Меркель и де Трей, можно сказать, что у них нет особого опыта работы в высшем образовании, однако оба работают в образовательной системе Казахстана, о чем наверняка известно тем, кто руководит образованием и наукой в нашей стране. Что касается Назарбаев Университета, то, на наш взгляд, лишь личное участие президента, оставляет его площадкой для развития и дислоцирования будущего поколения, основой для технократической и управленческой элит, развития «человеческого капитала» и в долгосрочной перспективе — базой для открытия новых рынков. Такие университеты важны и нужны любому государству, поднимающие его уровень и статус в мировой системе образования, независимо от того, кто участвовал в его создании. Другое дело, важно понимать, могут ли такую систему использовать те, кто продвигает интересы своих стран через сугубо гуманитарные вопросы, осуществляя таким образом, тихую, интеллектуальную экспансию.