Назарбаев Университет — уникальное явление в системе образования. Причем вуз выделяется не только в Казахстане, он привлекает внимание даже зарубежных аналитиков. Мы начинаем публикацию статей американских журналистов, скрупулезно проанализировавших, какое отношение имеет Всемирный банк (World Bank, ВБ) к образованию в Казахстане.
Американцы Аллен Руф и Стив Хорн отследили историю интеллектуальной интервенции Всемирного банка в Казахстан. Статья публикуется в сокращенном виде:
«В этом проекте, сформированным главным образом Всемирным банком, в 2009 г. и 2010 г. были проведены сделки с как минимум десятью британскими и американскими университетами и научно-исследовательскими институтами. В результате десятки преподавателей устремились в богатую ресурсами страну. В настоящее время Казахстан служит ключевым центром для внедрения программы «банка знаний» Всемирного банка — живой пример корпоративной и даже имперской политики в высшем образовании.
Центральный Атриум университетского городка Назарбаев Университета полностью закрыт наподобие торгового центра с дорогами и зданиями внутри. Работа над университетским городком началась В 2007 г. Стоимость проекта два миллиарда долларов США.
Разработчики «Нового Университета Астаны» (так первоначально назывался Назарбаев Университет) создавали как будущую центральную часть системы образования, полностью ориентированной на рынок и завязанной на национальные и финансовые интересы США и Британии. На встрече в Астане в октябре 2009 г. Джордж Крол,заместитель помощника госсекретаря США и Курт Доннелли, директор Совета национальной безопасности в Центральной Азии, и вице-премьер Ербол Орынбаев заявили, что университет — приоритет правительства номер один.
Более того, в феврале 2010 г. в дипломатической телеграмме из Астаны в Вашингтон ссылались на университет как на ключевой компонент «полностью обновленной образовательной системы в Казахстане и Центральной Азии, основанной на американской модели, созданной для подготовки студентов к решению социальных и экономических задач Казахстана». На тот момент (март 2010 г.) в Назарбаев Университете училось 20 000 человек.
Список элитных колледжей и институтов, которые подписали контракты «стратегического партнерства» с Назарбаев Университетом, длинный и внушительный:
Так крупные университеты вступили в «Большую игру». Современные академические миссионеры устремились в Астану с обещаниями прогресса и развития посредством внедрения особой «экономики знаний».
Создатели Всемирного банка организовали его таким образом, чтобы обеспечить верховенство финансовых интересов США в формирующемся мировом порядке. Работая в тандеме с другими международными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд (InternationalMonetaryFund), банк работал на повышение национального долга и углубление экономического неравенства в «развивающемся мире» в 1970-х и 1980-х годах.
Начиная с середины 1990-х годов банк продвинулся к стратегиям более широких социальных изменений с акцентом на «беззаемную техническую поддержку». Банк стал менее заинтересован в ссудах на большие инфраструктурные проекты. Критик ВБ Пол Каммэк описал это явление как форму «глубокого вторжения». Происходит фундаментальная трансформация общества и институтов через «владение страной» и «участие» в реструктуризации и полной интеграции в потенциальные центры экономического роста и системообразующие ценности.
Всемирный банк в конце 2007 г. предложил Казахстану план по модернизации и «коммерциализации» национальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских предприятий. Часть плана банка заключалась в создании сети размещенных в университетах, ориентированных на рынок исследовательских и опытно-конструкторских центров, в основном построенных по моделям США.
На пути этой стратегии встало одно немалое препятствие. Банк, как финансовый институт, никогда прямо не принимал участия в бизнес-проектах в сфере высшего образования. Банк обратился за помощью к тем крупным университетам, где разработчики бесчисленных образовательных стратегий и эксперты исследовательских центров стремились попасть на новые рубежи «глобального рынка знаний».
Советники по образованию и нанятые банком консультанты в настоящее время заняты трансформированием различных стран через введение казалось бы нейтральных «передовых методик». Элизабет Окампо и Дин Ной, критики банка, сравнили этих сотрудников и консультантов с колониальными «миссионерами»:
…Если мы сменим черную рясу миссионера на деловой костюм (каждый из них при этом является символом власти), а Библию на книгу банковского учета, примем глобализацию за Святой Грааль, то мы придем к приемлемой аналогии работы Всемирного банка в наши дни. Под видом знания их священные обряды направлены на внедрение определенных форм поведения…
Так Казахстан, начиная с середины 2000 годов, стал в некотором роде показательной площадкой для экспериментов банка в сфере «экономики знаний». Стратеги банка видели в Казахстане, относительно зажиточной стране со средним доходом, при этом нуждающейся не в небольших ссудах, а скорее, в экспертах и руководстве развитием, место для разработки новых стратегий.
В 2008 г. Всемирным банком от министерства образования и науки РК был получен официальный запрос на оказание содействия в строительстве «Нового Университета Астаны». Однако на самом деле банк вошел в этот проект намного раньше. Специалисты ВБ совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития в январе 2007 года опубликовали документ «Высшее образование в Казахстане». Детальный отчет на 226 страниц диагностировал проблемы в системе образования страны, назвав ее устаревшей, но с восстановимым потенциалом роста.
Каковы были советы авторов этого отчета? Быстрое внедрение западных знаний, техники и строительство новых институтов.
Следующим ключевым шагом этой программы внедрения стала особая поездка: в 2009 г. специалисты банка взяли аппаратчиков министерства науки и образования в «Тур Развития Партнерства» — кругосветную поездку продолжительностью месяц. Тур был ключевым кусочком мозаики — банк продемонстрировал казахстанским официальным лицам, каким образом должен выглядеть Новый университет Астаны.
После окончания тура превращение Нового университета Астаны из идеи в реальность ускорилось.