В Казахстане закрыли все государственные управления по защите прав детей. Постановление правительства об исключении учреждений из состава акимата датировано 26 января 2014 года. Чиновники уверены — с проблемами детей справятся отделы опеки и нравственного и духовного развития.
На данный момент не закрылся только один филиал — алматинский. И то по случайности. Заболел бухгалтер, а потому отчетность еще не приведена в порядок. Но уже в следующем месяце его офисы опустеют. Вместо управления не будет ничего. Примечательно, что оно просуществовало всего год. До него эти функции выполнял департамент по защите прав детей, который ликвидировали в 2013 году. А теперь та же участь настигла и управление. Может, у казахстанской молодежи все и так хорошо и не нужны ей никакие защитники?
По данным фонда «Бота» в 2012 году Казахстан занимал второе место в СНГ по суицидам среди молодежи вообще и первое — среди девушек от 15 до 19 лет. Лидерство по суицидам среди молодежи прямо свидетельствует о высоком уровне депрессивных настроений, обусловленных проблемами в семье и окружении. Кроме того, Казахстан входил в тройку лидеров и по подростковому суициду. Зафиксировано множество фактов насилия по отношению к малолетним детям и подросткам со стороны взрослых. По данным органов правопорядка, среди официально зарегистрированных случаев насилия в семье в отношении девочек, в 2012 году преобладали изнасилования.
На этом фоне упразднение единственного государственного органа, занимающегося защитой прав детей, кажется очень «логичным» и «продуманным».
Марианна Гурина президент общественного фонда «Ұлағатты жанұя»:
— В 6 районах Алматы вопросами детства сейчас занимается только отдел опеки и попечительства !!! Это 5 человек. И еще один человек все время сидит в акимате. Что происходит? Мне эта логика непонятна, это полная глупость. Такие организации нужны, но они должны быть независимыми. Понятно ведь, что если я получаю зарплату от министерства образования, я не имею права говорить то, что думаю. Поэтому и вопросы, которые нужно решать, не решаются. Но в любом случае, орган, защищающий права детей, нужен. Пока существуют проблемы в семьях, решать и контролировать кто-то должен, и желательно не инспектор из РУВД, а какой-то социальный работник. Сам контроль должен быть постоянным и доброжелательным. Желательно, чтобы это были не люди в погонах, а психологи. А такой мегаполис, как Алматы, нуждается даже не в управлении из 5 человек, а в целом комитете с расширенным штатом.