С начала этого года на отечественном авторынке наблюдается интересное явление: продажи машин в нашей стране и в мире ведут себя очень по-разному. У нас они растут, а в мире – снижаются. И понять эти процессы, как и их причины, не так-то просто…
Автомобильная жизнь в стране обходится очень дорого – налоги, штрафы, страховка, парковка, бензин, наконец, а тут еще февральская девальвация и правительственная инициатива закрывшая въезд некоторым моделям авто. Однако, несмотря на все эти преграды, результаты продаж получились весьма оптимистичными. Согласно данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) рост продаж в Казахстане в апреле составил 4,22%, за месяц было продано 14 тыс. новых официально представленных автомобилей. Заметим, рост этот происходил на фоне снижения стоимости национальной валюты, то есть даже девальвация не смогла остановить непомерное желание наших граждан иметь дорогие игрушки.
– Потенциал развития казахстанского автопрома позволяет прогнозировать, что в течение пяти лет этот показатель будет доведен до 300-400 тыс. новых авто, – уверен президент АКАБ Андрей Лаврентьев. – С начала года удалось реализовать почти 49 тыс. автомобилей, что на 19,2% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. «Серый» рынок новых автомобилей различного назначения добавил к этой цифре еще порядка 10 тыс. единиц, это в основном малобюджетные автомобили из Китая и России. Итого, полный рынок новых автомобилей, впервые получивших «казахстанскую прописку» в этом году – 59 тыс. единиц. Доля импорта среди проданных автомобилей от начала года составила 79,1% (38678 единиц) , доля автомобилей отечественной сборки 20,9% (10205 единиц).
Кстати, новинка узбекского автопрома Gentra, прикатившая к нам вместо Nexia, за второй месяц продаж в Казахстане успела обзавестись 520 новыми хозяевами. Это своеобразная сенсация для нашего рынка, считают в АКАБ.
Недавно на достаточно авторитетном ресурсе zero hedge была опубликована статья «Миллионы нереализованных автомобилей попадают на «кладбище». Автор статьи Тайлер Дерден утверждает, что «тысячи и тысячи автомобилей, не могут дождаться своего покупателя. В результате все это приводит к огромным расходам со стороны автопроизводителя. Мало того, что он теряет деньги из-за уменьшения спроса, ему также приходится тратить дополнительные средства на аренду парковок и площадей».
Кроме того, как считает Тайлер Дерден, стоит учитывать и такой фактор, как загрязнение окружающей среды: «для того, чтобы создать оптимальное место для хранения тысяч автомобилей необходимо расчищать территории. В итоге уничтожаются сотни и тысячи акров деревьев ради того, чтобы залить бетоном очередную парковку для «мертвых» машин».
Исполнительный директор концерна Fiat и Chrysler Group LLC Серджио Маркьонне дополняет пессимистическую картинку новыми штрихами:
– Предложение в мировой автомобильной отрасли в настоящее время опережает величину спроса, – уверен эксперт.
По его словам, всего в мире может быть выпущено до 94 млн новых легковых автомобилей за год. Тем не менее данный показатель на 30 млн превышает реально существующую величину спроса на мировом рынке автомобилей.
В этой связи интересно решение Volkswagen Group, компания намерена в самом ближайшем будущем сократить жизненный цикл своих моделей с восьми до пяти лет.
– Что касается концерна Volkswagen, то в планах на этот год «перешагнуть» отметку в 10 млн. проданных автомобилей (по всему миру) и занять 1 место среди авто производителей, – сообщил менеджер по маркетингу Mercur Auto LTD Константин Мищенко.
Рестайлинговые авто будут появляться примерно через три года после запуска новой генерации. Такая политика позволит концерну быстрее реагировать на изменения покупательских предпочтений, а также оперативнее внедрять новые технологические и дизайнерские решения. Как следствие, может быть увеличатся и объемы продаж. Проигравшими окажутся только клиенты, которым придется вдвое чаще тратить свои деньги на еще менее надежный автомобиль.
Впрочем, разнонаправленное движение отечественного и мирового рынка автомобилей отечественных импортеров и производителей не пугает. Мы просто еще не достигли в масштабах страны насыщения рынка автомобилей.
– В Казахстане такой проблемы нет (перенасыщения рынка — ред.), в силу ряда причин. Во-первых, у нас необходимо обновление автопарка страны, из 3,5 млн авто на 17 млн человек – 2,2 млн машин приближаются к 20-летнему сроку эксплуатации. Это те машины, которые нуждаются в утилизации. Постепенно проходит замена автопарка страны, – говорит Андрей Лаврентьев. – Во-вторых, у нас по сравнению с мировыми показателями достаточно низкий уровень обеспеченностью автомобилями населения. Наш страновой показатель – 213 авто на 1000 человек, европейский показатель – 548, в США – выше 822 машины на каждую тысячу человек.
– Как говорит статистика, уровень жизни казахстанцев неуклонно повышается, – добавляет Константин Мищенко. – И об этом свидетельствует рост продаж новых автомобилей в республике в 2013 и 2014 годах. Конечно, самым массовым сегментом остаются автомобили стоимостью от 10 до 15 тыс. долл.
– Производители автомобилей ведь не полные идиоты, чтобы производить то, что никто не покупает, – считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. – Точнее, они могли бы это делать, но недолго… Несмотря на то, что мировой рынок автопроизводства сейчас не в самой лучшей форме, тот же Nissan в Сандерленде сейчас работает в три смены, чтобы справиться с ажиотажным спросом на новые Qashqai и Juke… В 2013 году Toyota продала почти 10 млн автомобилей, американский GM – 9,71 млн, Volkswagen – 9,7 млн – думаете, все они теперь стоят на заброшенных парковках по всему миру?!