Эксперты уверенно прогнозируют повышение цен на ГСМ более чем на 20%.
Министр нефти и газа Узакбай Карабалин обещал, что в Казахстане топливо не будет дорожать до середины текущего года. Но час «Х» настал раньше определенного министром срока. По крайней мере, в отношении дизтоплива. Значит ли это, что скоро начнет расти в цене и бензин?
Эксперты, предполагая подорожании ГСМ, дают разные объяснения своим ожиданиям: недостаточный уровень запасов горючего, ежегодные сокращения объемов переработки нефти казахстанскими НПЗ, колебания мировых цен на нефть, девальвация. Но сходятся в одном: неграмотное регулирование рынка ГСМ правительственными макроэкономистами – главная проблема топливного рынка республики.
– В конце марта министр нефти и газа заявлял, что цены на регулируемые виды ГСМ (дизтопливо, Аи-80 и Аи-92) не будут повышаться до середины текущего года, поскольку министерство намерено их сдерживать за счет продукции наших НПЗ. Несмотря на это уже в начале мая цена за литр дизтоплива подскочила до 115 тенге со 102 тенге, сравнявшись со стоимостью бензина Аи-92. Несомненно, в июне поднимутся цены и на бензин, – уверен главный редактор портала OilNews.kz, экономист Сергей Смирнов. – Причем, цена бензина увеличится больше чем на 20%, так как подорожают и транспортные затраты. Однако одномоментно на такой шаг правительство вряд ли пойдет. Скорее всего, цены будут поднимать в несколько этапов – сначала на 10-15%, затем еще.
– В чем главные причины ожидаемого резкого роста цен на бензин в ближайший месяц?
– В июне на плановый ремонт будет остановлен Павлодарский нефтехимический завод (НХЗ). Кроме того, с 7 мая утвержден единый оператор на ввоз российского бензина Аи-92/93 и Аи-95/96. Правда, в отличие от мая прошлого года, единым оператором стал не триумвират компаний («Petroleum Opereting», «Petrosun» и «ҚазМұнайГаз Өнімдері»), а одна – «ҚазМұнайГаз Өнімдері». О том, что прошлогодняя монополизация права на импорт российского топлива этим посредником привела к дефициту и росту стоимости бензина АИ-92 прекрасно помнят все. Кроме, по видимому, профильных ведомств. Тогда дефицит ГСМ был ликвидирован после снятия ограничений на импорт топлива из России. Нет никаких оснований полагать, что в этом году последствия такой монополизации будут иными.
– Повышение стоимости в равной степени коснется всех видов моторного топлива?
– При сохранении нынешних реалий в нефтепереработке цены будут расти на все виды топлива.
– Статистика утверждает, что в январе-апреле этого года произведено моторного топлива на 13,1% больше, чем в прошлом. А все равно дефицит. Уже в начале мая топливо невозможно было купить на некоторых заправках в Восточно-Казахстанской области. С чем это связано?
– Причины прежние: морально и технологически устаревшие отечественные заводы не в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в топливе ни по объемам, ни по качеству. Несмотря на то, что объемы добычи нефти и ее переработки растут, в целом доля переработки нефти от общего уровня ее добычи уже в течение более пяти лет застыла на уровне около 18%. Таким образом, производство нефтепродуктов растет, но вместе с их дефицитом. А дефицит покрывается импортом (до 40%) топлива из России. Сегодня положение усугубляется и февральской девальвацией тенге, приведшей к удорожанию импортных закупок. Но главное – нефтяная отрасль все так же ориентирована на рост экспорта сырья, а не на насыщение страны собственным качественным топливом. Пошлина на экспорт сырой нефти за рубеж как была, так и остается низкой, в данный момент за каждую тонну вывезенной за рубеж нефти надо отдать государству всего 80 долларов (в России она, в зависимости от мировых котировок на нефть, варьирует около 400 долларов).
– Учитывая, что нефть у нас своя, почему не удается избежать внушительного роста цен на горючее? Сколько стоит тонна казахстанской нефти для внутреннего рынка?
– Генеральный директор Павлодарского нефтехимического завода Шухрат Данбай как-то сказал, что зачастую казахстанская нефть, поставляемая через аффилированные компании, обходится дороже, чем российская. Дело в том, что все три отечественных НПЗ находятся под контролем НК «КазМунайГаз» и работают по давальческой схеме: нефтяные компании добывают нефть и поставляют на завод, где ее перерабатывают, и получают деньги только за переработку. Поставщики сырья являются и владельцами произведенных нефтепродуктов, то есть вся маржа уходит ресурсодержателям. Цены, по которым они поставляют сырье и получают нефтепродукты с заводов, не афишируются. Отсутствие открытой информации позволяет оптовым поставщикам безнаказанно манипулировать ценами.
– Правительство России планирует продавать свой бензин за рубли. Это как-то скажется на стоимости российского топлива?
– Рубль, как и доллар, подорожал (как, впрочем, и само российское топливо), поэтому вряд ли стоимость импортируемого топлива заметно снизится. Тем более, как показывает практика, у нас цены раз повысившись, уже не снижаются…