Лень и Интернет уничтожают казахскую журналистику — к таким выводам приходит Жарбол Кентулы из республиканской газеты «Қала мен дала». И если так, то кто будет противостоять информационной экспансии иностранных СМИ в Казахстане?
«Казахская журналистика сегодня переживает тяжелый период. Некоторые издания закрылись. Многие, сетуя, что наступила эра мультимедийной журналистики, что время газет и журналов ушло в прошлое, опустили руки… Но причины плачевного состояния казахской журналистики, которая с каждым днем сдает свои прежние позиции, нужно искать в другом.
В обществе сложилось неверное мнение, что потребители казахских газет и журналов в основном живут в аулах. В действительности, читатели казахской периодики живут как в аулах, так и в городах. Просто мы не хотим признавать, что не сумели удовлетворить запросы своих читателей, и привлечь их. Согласно законам рынка, издание, пользующееся спросом, никогда не теряет свою востребованность и значимость. Однако, зная об этом, редакторы, управляющие казахскими изданиями, почему-то не обращают на это никакого внимания.
За 20 лет независимости и рыночных отношений казахские издания так и не приспособились к условиям рынка. Сегодня компании и предприятия не размещают рекламу в казахских изданиях, отдавая предпочтение русскоязычным. Почему? Среди рекламодателей укоренилось мнение, что казахские издания имеют небольшой тираж и они не пользуются спросом читателей. Безусловно, с этим невозможно не согласиться.
Даже некоторые чиновники свои публикации сначала печатают в русскоязычных изданиях и только потом вспоминают о их казахских аналогах — русские издания читабельны. Ведь даже ныне покойный Алтынбек Сарсенбаев, будучи министром информации, свои публикации, имеющие общественно-политическое значение, сначала публиковал в газете «Время» и только потом отдельные казахские издания перепечатывали их. Конечно, я не хочу винить в этом Алтеке. Любой чиновник хочет, чтобы его статью прочитали, а рекламодатель — чтобы его реклама дошла до потребителя. Эта забота редакторов, возглавляющих казахские издания.
За 20 лет рыночных отношений хотя бы один редактор написал о том, что крупные компании не желают размещать рекламу в казахскоязычных изданиях, поднял эту проблему? Нет.
Огорчает, что наши редакторы на больших и малых мероприятиях, торжествах, сидя за одним столом, никогда не интересовались у экс-редактора газеты «Қазақстан Заман» Ахмета Аляза, как ему удалось наладить работу с рекламодателями. Сегодня «Қазақстан Заман» переполняет реклама турецких компаний, работающих в нашей стране. Почему в других казахских изданиях нет рекламы?
И в то же время известный журналист Жарылкап Калыбай всем доказал, что и казахскоязычные медиа-проекты могут быть успешными. Об этом красноречиво свидетельствуют издаваемые им журналы «Аңыз адам» и «Жұлдыздар отбасы», которые пользуются большим читательским спросом. Но многие не хотят замечать его работу и успешность его проектов, предпочитая больше времени проводить в перелетах между Алматы и Астаной.
На веселых посиделках редакторы казахскоязычных изданий любят с ностальгией вспоминать о советском периоде жизни, когда республиканские издания имели тиражи в двести, а то и триста тысяч экземпляров. Да, во времена редакторства Шерхана Муртазы народ запоем читал газету «Лениншіл жас». Какие бы препоны не чинили, представители старшего поколения казахской журналистики находили пути удовлетворять духовные запросы своих читателей, решать проблемы по защите родного казахского языка. Они честно делали свое дело.
Сегодня же, когда на информационном поле страны царит свобода, не понятно почему наши редакторы не могут достичь той высоты, на которой казахская журналистика была в советскую эпоху. Мы потеряли сотни тысяч своих читателей, которых когда-то покорили журналистское мастерство, глубокий интеллект таких мэтров, как Шерхан Муртаза и Камал Смаилов.
Сегодня во всем мире идет информационная война. Мы ежедневно наблюдаем, как российские журналисты противостоят своим западным оппонентам, отстаивая интересы России. Российские средства массовой информации прилагают все усилия, чтобы дать отпор санкциям США и Евросоюза и повернуть общественное мнение в свою пользу. Если, не дай бог, в Казахстане случится экстраординарное событие, похожее на украинские события, сумеет ли казахскоязычная пресса дать отпор таким проискам и защитить интересы Казахстана? Навряд ли!
Однако мы уверены, наши интересы защитят русскоязычные журналисты-казахи. Нужно признать, первый удар примут именно они: Сейтказы Матаев, Арманжан Байтасов, Адиль Ибраев. Но не дай бог нам такого испытания. Однако такая беспечность казахской журналистики должна заставить задуматься».
Источник: Кала мен дала