Депутат Мажилиса, член фракции партии АМАНАТ Абуталип Мутали направил заместителю премьер-министра – министру искусственного интеллекта и цифрового развития Жаслану Мадиеву депутатский запрос о правовом регулировании использования электронных устройств.

Абуталип Мутали отмечает, что сегодня рынок технических устройств в нашей стране практически не регулируется и не контролируется. На рынке доступны GPS-трекеры, GSM-маяки, мини-камеры, диктофоны и электронные устройства, продаваемые через онлайн-платформы без лицензии или сертификата.
«Эти устройства потенциально могут использоваться для незаконного слежения за гражданами. Это не только угрожает правам граждан на неприкосновенность частной жизни и семейные тайны, но и увеличивает риски, такие как незаконный сбор персональных данных, шантаж, преследование и корпоративный шпионаж.
Теперь любой, у кого есть банковская карта и доступ в интернет, может приобрести техническое устройство для тайного получения информации. Хотя статья 399 Уголовного кодекса Республики Казахстан запрещает производство, приобретение, продажу и использование таких устройств, их массовое распространение остается вне рамок всеобъемлющего правового регулирования», — говорится в запросе.
Депутат напомнил, что в ходе рейдов правоохранительные органы выявили продажу таких устройств, как ручки с диктофонами, скрытые видеокамеры, встроенные в предметы домашнего обихода, очки и флеш-накопители. В Алматы, Темиртау и других регионах были конфискованы мини-камеры и GSM-системы, а некоторые продавцы привлечены к уголовной ответственности. Однако эти меры не носят систематического характера, а применяются только к отдельным случаям. Рынок продолжает функционировать беспрепятственно и расширяет свои масштабы.
«Особую тревогу вызывает тот факт, что, казалось бы, легитимное, широко распространенное и модное устройство нового поколения способно тайно записывать информацию.
Ошибочно судить об опасности этих устройств, основываясь исключительно на их внешнем виде. Решающую роль играет не форма устройства, а программное обеспечение и способ его использования.
Кроме того, автомобили нового поколения, в том числе китайские, пользующиеся большим спросом, работают через зарубежные серверы и учетные записи пользователей. Это приводит к обработке данных, касающихся наших граждан, включая маршруты движения и информацию о пользователях, в зарубежных юрисдикциях. То есть простыми словами зарубежные компании могут отслеживать и анализировать все передвижения и другую активность наших граждан.
Имеют место случаи удаленного ограничения или отключения функций таких автомобилей», — следует из депутатского запроса.
По словам Мутали, в международной практике такие электронные устройства классифицируются как «подлежащие строгому контролю». На них распространяются обязательные требования по сертификации и лицензированию, и проводится четкое различие между гражданскими устройствами и специальным оборудованием. Такой подход защищает от скрытого вторжения в частную жизнь граждан и предотвращает неправомерное использование.
«Нынешняя ситуация вызывает тревогу. Любой гражданин может стать объектом тайного наблюдения. Однако механизмы защиты граждан в таких ситуациях еще не полностью разработаны.
В связи с этим прошу Правительство Республики Казахстан:
1.Обеспечить защиту конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни и личную и семейную тайну;
2.Ввести обязательную сертификацию и лицензирование продажи устройств для скрытого наблюдения;
3.Разработать меры по контролю за оборотом устройств с участием Министерства внутренних дел, Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития и Генеральной прокуратуры;
4.Рассмотреть вопрос размещения на территории Республики Казахстан серверов обработки данных и учетных записей пользователей для автомобилей нового поколения, продаваемых и используемых на территории страны, и обеспечить их функционирование в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
5.Разработать всеобъемлющий правовой и контрольный механизм регулирования оборота этих устройств и принять срочные меры», — предложил мажилисмен.