Проект строительства вторых путей на участке Достык – Мойынты стал самым масштабным железнодорожным строительством в истории независимого Казахстана. Протяжённость новой ветки — 836 километров, и она уже активно задействована в перевозочном процессе.
Работы начались в ноябре 2022 года, и, несмотря на запланированные пять лет, проект завершили досрочно — всего за три года. 30 сентября 2025 года в ходе телемоста состоялся официальный запуск движения поездов по вторым путям.
На стройке круглосуточно трудились более 3 000 специалистов и было задействовано 600 единиц техники. При этом движение поездов по существующей линии не прекращалось. На отдельных участках выполнено свыше 100 тысяч кубометров буровзрывных работ — без остановки транспортного потока.
В рамках проекта построено 419 искусственных сооружений, в том числе 5 крупных и 87 средних мостов, 288 водопропускных труб, 14 автодорожных путепроводов, а также модернизировано 32 станции.
С момента запуска движения по вторым путям — с 30 сентября по 14 октября — по новой ветке уже прошло 279 грузовых и 133 контейнерных поездов (в среднем — 20 поездов в сутки). По старым путям — 291 грузовой и 121 контейнерный поезд (в среднем — 21 поезд в сутки). С начала поэтапного ввода по участку Достык – Мойынты перевезено порядка 1,8 млн тонн грузов.
Одновременно с вводом вторых путей реализован ряд энергетических проектов. Построена воздушная линия электропередачи 110 кВ протяжённостью 109 километров между подстанциями «Достык» и «Акши». Проведена реконструкция подстанции «Достык», мощность которой увеличена до 16 000 кВ.
Эти объекты обеспечат надёжное электроснабжение железнодорожной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, участков государственной границы и перегрузочных пунктов. Также стабильное электричество получат около 2 000 абонентов станции Достык и близлежащих территорий.
Участок Достык – Мойынты стал ключевым элементом сухопутного коридора Китай – Европа, проходящего через Казахстан. Новый железнодорожный путь усиливает пропускную способность, ускоряет перевозки и превращает Казахстан в ещё более значимое звено маршрута Восток – Запад.