За январь–октябрь 2025 года промышленный выпуск Алматы достиг 1 944,2 млрд тенге, показав рост на 12,3%. Для города, традиционно ассоциирующегося с финансами, торговлей и услугами, это не только статистический результат, но и сигнал: промышленный блок перестает быть «вспомогательным» и становится одним из ключевых драйверов городской экономики.
Обрабатывающая промышленность обеспечивает свыше 84,5% всего промышленного производства, что подчёркивает смещение акцента в сторону более добавленной стоимости и технологичных сегментов.
Структура роста показывает, что речь идет не о единичных проектах, а о комплексном движении сразу в нескольких отраслях. Существенный прирост зафиксирован в машиностроении, производстве минеральной продукции и напитков, бумажных изделий, химической и фармацевтической продукции, а также одежды и изделий из дерева. Это те сферы, которые завязаны на строительный бум мегаполиса, развитие городской инфраструктуры, рост внутреннего потребления и постепенное импортозамещение по отдельным позициям. Рост заказов со стороны дилеров, строительных компаний и торговых сетей напрямую транслируется в загрузку алматинских предприятий.
Отдельный контур — индустриальная зона и специальная экономическая зона «ПИТ», которые фактически играют роль «якорных площадок» для размещения новых производств. С начала года здесь запущено восемь проектов с совокупными инвестициями 225,3 млрд тенге, до конца года планируется ввод ещё десяти проектов на 80,2 млрд тенге. Это не только вложения в основные фонды, но и новый спрос на инженерные сети, транспортную инфраструктуру, логистику и сервисы. На территории индустриальной зоны уже работает более сотни предприятий с совокупными инвестициями 655,8 млрд тенге и созданием десятков тысяч рабочих мест; только в текущем году новые объекты дали свыше 3 тыс. рабочих мест и ускорили запуск малых промышленных парков, которые ориентированы на малый и средний бизнес.
СЭЗ «ПИТ» демонстрирует другой полюс индустриализации — технологический. Здесь реализуются проекты в сфере цифровых технологий, производства солнечных панелей и медицинского оборудования. На текущий момент зарегистрированы 193 участника, из них 126 работают экстерриториально, пользуясь налоговыми и регуляторными преференциями без привязки к физической площадке. Объем вложенных инвестиций достиг 258 млрд тенге, выпуск товаров, работ и услуг — 1 трлн тенге, экспорт — 17,8 млрд тенге, налоговые отчисления — 72 млрд тенге, создано 6 974 рабочих места. По сути, СЭЗ «ПИТ» превращается в точку сборки для высокотехнологичных ниш: электроника, «зелёная» энергетика, медтехника, программные решения для промышленности и услуг.
Сочетание классической индустриальной зоны и цифровой СЭЗ формирует для Алматы новый промышленный профиль. Город перестает быть исключительно финансово-сервисным центром и постепенно выстраивает «длинную» производственную цепочку — от разработчиков и инжиниринговых компаний до реального производства и экспорта. Для муниципальной политики это означает необходимость синхронизировать промышленное развитие с транспортной, жилищной и кадровой повесткой: появление сотен и тысяч новых рабочих мест требует доступного жилья, общественного транспорта, социальной инфраструктуры рядом с промышленными площадками.
При этом промышленный рост в 12,3% на фоне высокой базы предыдущих лет задает планку, которую будет сложно удерживать без расширения линейки проектов. Уже сейчас видно, что драйверами выступают строительный сектор и потребительский рынок, обеспечивающие спрос на строительные материалы, напитки, упаковку, бытовую химию и фармацевтику. Важно, чтобы в портфеле города росла доля отраслей, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок — прежде всего машиностроения, «зелёных» технологий, информационных решений для промышленности, производства медоборудования. Опыт СЭЗ «ПИТ» показывает, что при наличии инфраструктуры и льготных режимов Алматы может конкурировать за такие проекты не только с другими регионами Казахстана, но и с соседними странами.
Отдельный вопрос — устойчивость этого роста. Концентрация значительной части промышленного выпуска на крупных и средних предприятиях повышает зависимость от их инвестиционных решений и портфеля заказов. В ответ городская политика делает ставку на малые промышленные парки и создание более гибкой среды для малых и средних производителей, которые могут занимать нишевые сегменты и быстрее адаптироваться к изменению спроса. Индустриальная зона и СЭЗ в этом контексте становятся не только местом размещения крупных заводов, но и платформой для «встраивания» в цепочки поставок небольших компаний — от контрактной сборки до специализированных сервисов.
Наконец, промышленный блок всё сильнее связан с задачами диверсификации городской экономики и устойчивости занятости. Для Алматы, где значительная часть ВРП формируется за счет торговли, услуг и недвижимости, рост реального сектора снижает чувствительность к колебаниям на финансовых и потребительских рынках. Появление новых производств, особенно в машиностроении, фармацевтике и высоких технологиях, означает создание рабочих мест с более высокой добавленной стоимостью и спрос на квалифицированные кадры — инженеров, технологов, программистов, специалистов по логистике и управлению производством. От того, насколько быстро система образования и городские институты развития смогут подстроиться под эти запросы, будет зависеть сохранение текущих темпов роста.
Таким образом, опубликованные Управлением предпринимательства и инвестиций данные о динамике промышленного производства фиксируют важный разворот: Алматы всё заметнее выходит за рамки образа города услуг, формируя собственный промышленный каркас. Индикаторами этого процесса выступают не только миллиарды тенге инвестиций и триллионный объём выпуска на СЭЗ, но и изменение структуры экономики, появление новых точек занятости и экспортных ниш. Задача ближайших лет — превратить текущий всплеск индустриальной активности в устойчивый тренд и встроить его в долгосрочную стратегию развития мегаполиса.