Парламентская реформа окажет серьёзное положительное влияние на дальнейшее социально-экономическое развитие Казахстана в эпоху искусственного интеллекта. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев в Послании народу. Президент подчеркнул, что преобразования станут логическим продолжением всех предыдущих реформ. О цифровой трансформации государственного управления республики и других аспектах, способствующих ускорению экономического роста Казахстана, – в интервью с кандидатом философских наук, экспертом-политологом, старшим научным сотрудником Института государства и права АН РУз Равшаном Назаровым.
— Равшан Ринатович, каким образом парламентская реформа может способствовать ускорению социально-экономического развития Казахстана?
Парламентская реформа в Казахстане предполагает переход к однопалатному парламенту, что является частью масштабной модернизации государственного управления. Это решение направлено на ускорение социально-экономического развития страны через ряд ключевых преобразований. Механизмы влияния на ускорение социально-экономического развития заключаются в следующем:
– Цифровизация законодательства. Внедрение электронного парламента (e-Parlament) позволит ускорить законотворческий процесс и повысить его эффективность.
– Профессионализация власти. Формирование Парламента по партийным спискам обеспечит приход квалифицированных специалистов.
– Инвестиционная привлекательность. Ускорение принятия решений и повышение качества законодательства создадут более предсказуемую среду для инвесторов.
– Системная модернизация. Реформа синхронизируется с преобразованиями в экономике, социальной сфере и технологиях.
При этом возможны позитивные сдвиги не только в социально-экономическом, но и в социально-политическом развитии страны. Это может выражаться: в расширении представительства (пропорциональная система выборов обеспечит более широкое представительство интересов различных групп населения); в развитии многопартийности (усиление роли политических партий приведёт к профессионализации политического диалога); в повышении эффективности (однопалатная система позволит ускорить принятие важных социально-экономических решений). Что касается цифрового участия, внедрение цифровых инструментов расширит возможности граждан участвовать в политической жизни. Реформа имеет и свои технологические аспекты. Цифровая трансформация государственного управления станет ключевым фактором успеха реформы, поскольку запланировано: создание единой цифровой платформы для законотворчества; внедрение элементов искусственного интеллекта; развитие системы электронного участия граждан; модернизация существующих государственных сервисов. Что касается ожиданий, к перспективам развития можно отнести: ускорение экономического роста; повышение качества государственного управления; развитие инновационной экономики; улучшение бизнес-среды; усиление социальной защиты населения. Важно отметить, что реформа требует комплексного подхода и тщательной проработки всех аспектов, включая внесение изменений в Конституцию и обновление законодательной базы. Это позволит создать более эффективную систему управления, способную оперативно реагировать на вызовы современности и обеспечивать устойчивое развитие страны.
-Какие механизмы обеспечивают эффективность и компетентность власти в современном государстве? Что в этом направлении делает Казахстан?
Основными механизмами обеспечения эффективности власти является, прежде всего, стандартизация управления. Она включает единые подходы к решению типовых задач, чёткие критерии оценки эффективности, прозрачные процедуры принятия решений, стандарты качества государственных услуг. Современная система оценки результативности строится на следующих показателях: измеримые показатели работы, регулярный мониторинг эффективности, экономическая оценка принимаемых решений, оценка удовлетворённости граждан. Также важным аспектом эффективности и компетентности власти является кадровый потенциал. Для его повышения необходимы: профессиональная подготовка госслужащих, система мотивации и стимулирования, механизмы ротации кадров, непрерывное повышение квалификации. Трансформация государственного управления в Казахстане опирается на реализацию Концепции развития государственного управления до 2030 года, основанной на принципах человекоцентричности. Основные её направления: формирование клиентоориентированного государственного аппарата (развитие каналов обратной связи, оперативное реагирование на запросы граждан, цифровизация государственных услуг); оптимизация управленческих процессов (внедрение проектного подхода, автоматизация бизнес-процессов, делегирование полномочий); повышение качества государственного управления (стандартизация государственных услуг, развитие местного самоуправления, усиление общественного контроля); борьба с коррупцией (прозрачность принятия решений, открытый доступ к информации, усиление антикоррупционных мер); развитие кадрового потенциала (профессионализация государственной службы, совершенствование системы оценки, улучшение социального пакета). Реализация данных механизмов в Республике Казахстан должна привести к повышению эффективности государственного управления; улучшению качества государственных услуг; росту доверия граждан к власти; снижению уровня коррупции; повышению конкурентоспособности страны. Особое внимание уделяется вовлечению граждан в процессы принятия решений и развитию механизмов общественного контроля, что должно обеспечить более тесное взаимодействие между государством и обществом.
-Как Вы оцениваете инициативу создания в Казахстане Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития? Насколько своевременен этот шаг с точки зрения глобальных трендов?
Создание Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития в Казахстане является стратегически важным шагом, который полностью соответствует современным глобальным трендам технологического развития. Важность и своевременность данной инициативы обусловлена несколькими ключевыми факторами: цифровая трансформация становится приоритетным направлением развития для большинства стран мира. Создание специализированного ведомства позволит более эффективно координировать процессы цифровизации государственного управления и экономики. Развитие ИИ-технологий требует системного подхода к регулированию и поддержке. Отдельное министерство сможет сконцентрировать усилия на разработке нормативно-правовой базы и стимулировании инноваций в этой сфере. Конкурентоспособность в глобальной экономике напрямую зависит от уровня развития цифровых технологий. Создание профильного ведомства – это шаг к укреплению позиций Казахстана на международном рынке. Мировой опыт показывает, что подобные инициативы уже были реализованы во многих странах. Например, ОАЭ создали Министерство искусственного интеллекта ещё в 2017 году. Сингапур также активно развивает свои цифровые технологии через специализированные государственные структуры. Потенциальные преимущества создания такого министерства заключаются в централизованном управлении процессами цифровизации; координации взаимодействия между государственными органами и частным сектором; привлечении инвестиций в сферу ИИ и цифровых технологий; развитии кадрового потенциала в сфере высоких технологий и создании благоприятной экосистемы для технологических стартапов. Если говорить про риски и вызовы, они включают следующие аспекты: необходимость обеспечения высококвалифицированными кадрами; риск бюрократизации процессов; потребность в значительных инвестициях. Однако при правильном подходе эти вызовы могут быть преодолены. В целом, создание Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития – это своевременный и стратегически важный шаг, который соответствует глобальным трендам технологического развития и может значительно ускорить цифровую трансформацию Казахстана.
-Какие шаги, обозначенные Президентом, позволят Казахстану эффективнее укрепить позиции как ключевого транзитного узла между Востоком и Западом?
Стратегическими шагами по укреплению транзитного потенциала Казахстана являются:
– Развитие железнодорожной инфраструктуры. Масштабные проекты по строительству новых железнодорожных магистралей станут основой транзитного потенциала страны: Линия Достык – Мойынты (270 км) – позволит существенно сократить транзитное время и увеличить пропускную способность железных дорог. Магистраль Жезказган – Бейнеу (1050 км) – создаст новые транспортно-логистические узлы и улучшит сообщение между промышленными центрами и портами.
– Расширение международных маршрутов. Новые транспортные коридоры включают: развитие маршрута через китайский порт для экспорта казахстанского зерна во Вьетнам. Проект строительства железной дороги Тургунди – Герат через Афганистан с выходом на пакистанский рынок. Интеграцию с морскими портами Бургас и Варна (Болгария) для расширения возможностей Среднего коридора.
– Модернизация логистической системы. Комплексный подход к развитию транзитного потенциала включает: разработку конкурентоспособной тарифной политики для всех видов транспорта; повышение гибкости логистической системы; создание современных логистических центров; модернизацию существующей инфраструктуры.
Потенциальные стратегические достижения в результате реализации проектов позволят увеличить объём грузоперевозок по Среднему коридору до 10 млн тонн к 2028 году; укрепить позиции Казахстана как ключевого транспортно-логистического хаба Евразии; создать новые рабочие места в транспортной сфере; повысить конкурентоспособность казахстанских товаров на международных рынках и обеспечить развитие промышленных регионов страны. Реализация этих шагов позволит Казахстану максимально эффективно использовать своё выгодное геополитическое и геоэкономическое положение и стать ведущим транзитным узлом между Востоком и Западом.