Послание Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, прозвучавшее на фоне глобальной турбулентности, стало программным документом, в котором обозначены амбициозные реформы — от цифровизации экономики и запуска проектов в сфере искусственного интеллекта до парламентских преобразований и новой аграрной политики. По мнению грузинского политолога Зураба Бежанишвили, эти инициативы показывают Токаева как лидера-новатора, который не ограничивается тактическими шагами, а формирует стратегический курс, способный задать будущее страны в ближайшие десятилетия.
– Сегодня в Послании президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева прозвучал целый ряд прорывных инициатив — от цифровизации и искусственного интеллекта до парламентской реформы. Можно ли сказать, что Токаев проявляет себя как политик-новатор, задающий стратегическое направление развития страны?
– Послание Президента Казахстана прозвучало сразу после Саммита ШОС и грандиозного военного парада в Пекине, который многими экспертами воспринимается как начало третьего раунда глобального мирового коалиционного противостояния. Очерёдность, с которой были в Послании озвучены ключевые партнёра Казахстана, – сначала Китай, потом региональные Азиатские страны, соседи Казахстана, потом Россия, и страны ОДКБ, ЕС и США – показывает ориентацию и желаемую нишу Казахстана в этом противостоянии.
Цифровизация экономики и социального сектора, увеличение контроля за внешней торговлей и миграцией, укрепление вертикали власти, всё это показывает перенятие китайской модели государственного устройства, которая, как показала реальность, единственно эффективная для отсталых и развивающихся стран, возможности которых ограничиваются адаптацией к существующим в мире технологиям, и у которых нет ресурсов для роли локомотива глобальных цивилизационных прорывов.
Токаев здесь действительно выступает как политик-новатор, стремящийся встроить Казахстан в новый технологический уклад.
– Одной из наиболее громких инициатив стала идея реформы парламента. Как это решение соотносится с долгосрочным видением политической модернизации страны?
– Прозвучавшее намерение быстрой модернизации страны, использование максимально эффективно своих ресурсов и геополитического положения, превращение страны в хаб нового типа цифровой-крипто-экономики, планы о строительстве высокотехнологической инфраструктуры и беспилотного транспортного обеспечения торговых грузов и переход всей логистической системы на технологически новый высокий уровень, с вытекающими отсюда необходимостями модернизации всей структуры общества, госуправления и системы образования, – это именно то, что должен делать любой государственный управленец, любящий свой народ и трудящийся на благо развития и процветания страны, в современных условиях.
В этом контексте упрощение парламентской системы и ускорение принятия решений выглядит как шаг к повышению эффективности государства в условиях надвигающегося глобального кризиса.
– Президент уделил особое внимание цифровым технологиям, финтеху и криптоэкономике. Можно ли сказать, что Казахстан заявляет о себе как о будущем IT- и финансовом хабе региона?
– В Послании также видится намерение сохранить высокий уровень безопасности для своей страны на фоне надвигающегося глобального противостояния, – который по многим признакам способен вылиться в Первую Глобальную Цифровую (Технологическую Войну), – путём масштабирования торгово-экономических связей с главными глобальными и региональными центрами, играющими значительную роль в международной безопасности.
А именно, поддержка российских проектов нефте-газовых коридоров, полная поддержка Китая, готовность вечного стратегического сотрудничества, подключение Казахстана к китайским сетям искусственного интеллекта, передача под его контроль месторождений редкоземельных металлов, а также проведение Казахстаном внешней политики Китая.
В этом смысле ставка на цифровизацию и криптоэкономику — это не просто экономический план, а стратегический выбор.
– Президент говорил и о безопасности. Насколько эта тема соотносится с его внешнеполитическим курсом?
– Поддержка амбиций Турции выстроить пантюркский мир, ориентирование внешнеэкономических и торговых связей с Пакистаном и другими странами азиатско-тихоокеанского региона с расчётом на усиление санкционной войны между Китаем и США. Всё это показывает: Токаев стремится выстроить комплексный «защитный пояс», который позволит Казахстану снизить уязвимость перед внешними угрозами.
– Можно ли сказать, что обозначенные шаги Токаева универсальны и для других стран региона?
– Обозначенные в Послании тезисы и анонс реформ показывают высокую осведомлённость Президента Казахстана о надвигающихся глобальных переменах и угрозах для международного миропорядка, и своевременную реакцию Президента — выработку дорожной карты, которую система государственного управления Казахстана должна выполнить как можно быстрее, так как альтернативы этим методам в современных условиях нет.
Практика показывает, что те страны, которые занимаются только внешнеполитическим и дипломатическим маневрированием, не обращая внимание на необходимые и постоянные реформы и технологическую модернизацию, в результате оказываются вовлечёнными в водоворот глобального противостояния.
– Как бы вы охарактеризовали главную цель Послания?
– Именно этой цели служат все предложенные Президентом Казахстана методы — сохранение целостности своей страны, снижение влияния внешней конфликтогенности на общество и институты Казахстана, а также использование международной востребованности ресурсов и транспортных коридоров Казахстана в целях быстрого развития страны, становления Казахстана современным высокотехнологическим, а значит — перспективным государством.
Предложенные Президентом шаги в ответ на глобальные вызовы и угрозы, надвигающиеся на каждое государство в мире, являются универсальными для стран постсоветского пространства.
Главным вопросом сейчас является: сможет ли социальная и институциональная системы Казахстана выполнить важные и необходимые задачи, оформленные в Послании.