Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане проходит на фоне усиления глобальных конфликтов и роста угроз международной безопасности. В своей речи Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость защиты политики «единства в многообразии», предостерёг от опасного слияния ультранационализма и патриотизма, а также предложил создать межрелигиозную комиссию по этике развития искусственного интеллекта. Эти инициативы были восприняты как подтверждение особой роли Казахстана в укреплении межконфессионального диалога и продвижении идей мира.
— Сергей Михайлович, Президент Токаев подчеркнул, что «мир вступил в новую историческую эпоху», когда конфликты и глобальные угрозы множатся. Насколько важен Съезд религиозных лидеров в Астане как площадка для диалога в этих условиях?
— Вы знаете, во-первых, меня прямо задели за живое слова президента о том, что последние десятилетия мир как никогда близок к ядерной катастрофе. Это настоящий Армагеддон. И это правда. Он говорил об экстремизме, о том, что государства не слышат друг друга, не хотят слушать друг друга. Дипломатичность исчезла. И в этом смысле, безусловно, этот съезд может и будет иметь колоссальное значение.
Посмотрите, на первом съезде религий было всего 13 делегатов, сейчас их сотни. И обратите внимание на высочайший уровень участников — отец его преосвященства Кирилл, глава православной церкви России, лидеры ислама, иудаизма, представители всех направлений. Даже Папа Римский прислал поздравления.
И нет религии, которая бы стремилась к войне. А за каждым из конфессий, за каждым лидером стоят миллионы людей. К каждому из них прислушиваются главы государств. Поэтому трудно недооценивать значение этого огромного съезда, ставшего событием мирового масштаба. О нём говорят, его слушают, и к нему прислушиваются.
— Можно ли сказать, что роль Казахстана в межрелигиозном диалоге выходит за рамки региональной и приобретает глобальное значение?
— Безусловно. Люди приезжают со всего мира, изучают наш уникальный опыт. У нас более 100 этносов, которые десятилетиями живут в мире и согласии. В других странах и 3–4 этноса не всегда могут найти общий язык. Наша модель уникальна, и она вполне может стать примером на глобальном уровне.
— Президент предложил создать межрелигиозную комиссию по этике развития искусственного интеллекта. Насколько важна эта инициатива?
— Месседж очень правильный. Сегодня мы понимаем, что цифровые технологии идут вперёд с невероятной скоростью. Например, я участвую в рабочей группе по закону об ИИ, и пока только Япония приняла подобный документ. Президент смотрит на годы вперёд, и это верный подход. ИИ может помочь не только в экономике, но и в вопросах взаимодействия конфессий, упрощая сложные процессы. Например, там, где человеку нужны месяцы для анализа законов и кодексов, AI способен сделать это за минуты. Президент справедливо говорит: нужно выработать общие «заповеди для алгоритмов». И хотя не все страны и религии пока готовы, Казахстан демонстрирует смелость в постановке таких вопросов.
— В своём выступлении Токаев выразил обеспокоенность слиянием ультранационализма и патриотизма. Насколько это опасно?
— Это очень серьёзная проблема. Я работал репортёром в Югославии, Израиле, Кашмире, Афганистане, Чечне и своими глазами видел: этнические конфликты никогда не приводят к миру, они бесконечны. Поэтому важно не допустить первой крови. Слова президента о том, что любые попытки подорвать межэтническое и межрелигиозное согласие будут жёстко пресекаться, — это сигнал, который имеет колоссальное значение для стабильности в стране.
– Насколько этот сигнал важен для внутренней стабильности страны?
— Он принципиален. Я недавно избран председателем Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Казахстана и знаю, что национализм нужно останавливать сразу, независимо от того, кто его провоцирует. У нас достаточно строгие законы — и административная, и уголовная ответственность. Но главное — осознавать, что слово не воробей, особенно в эпоху соцсетей. Нельзя раскачивать лодку, когда в стране живут десятки этносов.
— Как вы оцениваете личный вклад Президента Токаева в продвижение идей межрелигиозного диалога?
— Если подводить итоги, хочу сказать: наш девиз «единство в многообразии» полностью отражает модель Казахстана. Это уникальная и редкая модель, доказавшая свою жизнеспособность. Представители разных этносов живут здесь бок о бок: кто-то приехал в поисках лучшей жизни, кто-то был депортирован, как мой дедушка, эвакуированный вместе с заводом из Сталинграда. Потом была Целина — десятки тысяч людей приехали сюда, и все они сейчас живут мирно. Это смешение культур обогащает и культуру, и экономику страны.
Президент Токаев очень точно уловил этот дух и последовательно его продвигает. Не каждый лидер может предложить и реализовать такую модель. Но он делает это, и его слова соответствуют делам. Поэтому к его инициативам прислушиваются и в регионе, и во всём мире.