30 августа 2025 года Казахстан отмечает 30-летие Конституции, принятой на всенародном референдуме в 1995 году. Этот документ стал основой политической системы, закрепил базовые права и свободы, определил статус языков и механизм взаимодействия ветвей власти. За три десятилетия Конституция неоднократно корректировалась, а в 2022 году была обновлена с акцентом на расширение участия граждан и демократических процедур. Автор текста Лилия Маньшина.
От Конституции 1993 года к Основному закону 1995 года
После провозглашения независимости Казахстан продолжал жить по Конституции Казахской ССР 1978 года. Она действовала до 28 января 1993 года, когда Верховный Совет утвердил первую Конституцию независимого Казахстана. Документ закрепил основы суверенитета и прав человека, но оказался компромиссным: сохранялись советские подходы, а баланс между президентом и парламентом был неустойчивым.
Политический кризис 1993–1995 годов подтвердил слабость этой конструкции. Верховный Совет и Конституционный суд фактически конкурировали с президентской властью. Весной 1995 года Конституционный суд признал неконституционными парламентские выборы, что парализовало работу госаппарата. На этом фоне возникла необходимость в новой Конституции, которая закрепила бы систему управления и снизила риски кризисов.
22 мая 1995 года указом президента был создан Экспертно-консультативный совет для анализа и доработки проекта Конституции. Основным разработчиком стал министр юстиции Нагашбай Шайкенов. В подготовке участвовали Константин Колпаков, Бауржан Мухамеджанов, профессора Юрий Басин, Владимир Ким, Константин Котов, ректор КазГЮИ Еркеш Нурпеисов, а также юристы Гайрат Сапаргалиев и Майдан Сулейменов. Приглашались и зарубежные эксперты: Сергей Алексеев из России, Жак Аттали и Роллан Дюма из Франции.
1 августа 1995 года проект был опубликован для обсуждения. В сравнении с Конституцией 1993 года он имел более четкую структуру (9 разделов против 6) и меньше статей (101 против 144). В новом документе усиливалась роль президента как гаранта Конституции и прав граждан, вводились механизмы разделения властей, и уточнялась система органов управления.
28 июля 1995 года был издан указ о проведении республиканского референдума. В бюллетене предлагался простой вопрос: «Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в печати первого августа 1995 года?».
30 августа 1995 года в голосовании приняли участие более 8 млн человек (90,58% избирателей). «За» высказались 89,14%, «против» — 9,9%, около 1% бюллетеней признаны недействительными.
Итогом стало принятие Конституции, которая действует до сих пор. По оценкам экспертов, именно эта редакция оказалась наиболее устойчивой из всех казахстанских конституций, обеспечив юридическую основу для развития политической системы.
Конституции постсоветских государств: общий контекст
Принятие новых конституций в постсоветских странах проходило в короткий период 1992–1996 годов.
Туркменистан утвердил Конституцию 18 мая 1992 года на референдуме. В том же году Узбекистан принял свою Конституцию через Верховный Совет. Казахстан и Кыргызстан сделали это в 1993 году, оба через свои парламенты.
Россия пошла по пути всенародного голосования: ее Конституция была одобрена 12 декабря 1993 года в условиях серьезного политического кризиса. Беларусь и Молдова приняли свои Основные законы в 1994 году парламентами, но в Беларуси позже прошли три референдума, укрепившие власть президента. В Таджикистане Конституция была утверждена в ноябре 1994 года всенародным голосованием.
В Армении и Грузии новые Основные законы были закреплены в 1995 году: Армения провела референдум, Грузия ограничилась решением парламента. В том же году Азербайджан утвердил Конституцию всенародным голосованием. Украина завершила этот процесс в 1996 году, приняв Конституцию в Верховной раде.
В Прибалтике процессы начались раньше. Литва в октябре 1992 года утвердила Конституцию референдумом, Эстония в июне 1992 года также провела всенародное голосование, а Латвия летом 1993 года восстановила действие Конституции 1922 года.
В большинстве случаев новые документы получали высокую поддержку на референдумах. Исключение составила Россия, где Конституцию поддержали менее 60% избирателей. Это отражало нестабильность политической ситуации осени 1993 года.
На этом фоне Конституция Казахстана 1995 года выглядит частью общего постсоветского процесса, но отличается устойчивостью и продолжительностью действия.
Референдум 2022 года: еще один шаг к демократизации
Через 27 лет после принятия Конституция была вынесена на новое всенародное голосование. Причиной стали запросы общества, обострившиеся после январских событий 2022 года.
16 марта 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу предложил пакет изменений, получивший название курса на «Новый Казахстан». Он включал запрет президенту состоять в партии, ограничения для близких родственников, расширение полномочий парламента, восстановление Конституционного суда, переход к смешанной избирательной системе, а также исключение особого статуса Первого президента.
5 июня 2022 года прошел референдум, в котором участвовали 68% избирателей. Более 77% проголосовали за обновленную Конституцию.
К.Токаев тогда отметил: «Референдум позволит каждому гражданину принять непосредственное участие в решении судьбы страны и укрепит наш курс на всестороннюю демократизацию и построение Нового Казахстана».
Поправки изменили характер Конституции 1995 года: она перестала быть инструментом укрепления президентской системы и стала основой для перераспределения власти в сторону парламента и гражданских институтов.
К.Токаев о значении Конституции к юбилею Основного закона
На научно-практической конференции «Конституция и государственность: диалог права и будущего», посвященной 30-летию Конституции, президент Касым-Жомарт Токаев особо выделил значение конституционной реформы 2022 года: «По сути, реформа 2022 года стала самой содержательной в истории конституционного строительства в Казахстане… Теперь в нашем Основном законе закреплены принципы, о которых давно говорило общество: справедливость, прозрачность, подотчетность и ответственность. Эти изменения укрепили доверие людей к Конституции. Именно ради этого мы и проводили референдум».
Он также связал реформы с долгосрочной перспективой развития страны: «Конституция играет решающую роль в построении Справедливого Казахстана. Этот документ помогает нам проводить масштабные преобразования и опираться на мнение общества».
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что обновленный Основной закон соответствует ожиданиям людей: «Наш народ хочет жить в условиях справедливости, законности и порядка. Конституция дает такие гарантии и закрепляет их как норму общественной жизни».
Особое внимание президент уделил роли граждан в политическом процессе
«Теперь каждый гражданин имеет возможность влиять на будущее страны. Конституция обеспечивает прямое участие народа в принятии важнейших решений», — отметил К.Токаев
Завершая обращение, глава государства сказал: «Действующая Конституция – это Основной закон, определяющий путь к передовому будущему и служащий на благо народа».
Таким образом, выступление президента стало не просто юбилейным словом, а программным месседжем: Конституция 1995 года сохраняет актуальность, а ее развитие через реформы подтверждает способность системы адаптироваться к новым вызовам и ожиданиям общества.
Тридцатилетний путь и новые ориентиры
Оглядываясь назад, можно отметить, что Конституция 1995 года стала ключевым элементом в становлении независимого Казахстана. Она закрепила систему власти, позволила выйти из кризисов начала 1990-х и создала юридический фундамент для развития государства.
Постсоветский опыт показывает, что в большинстве стран новые конституции служили инструментом консолидации власти. Казахстан пошел по тому же пути в 1990-е годы, но спустя почти три десятилетия вернулся к теме реформ.
Референдум 2022 года показал готовность Казахстана корректировать правила в зависимости от запросов общества. Сегодня Конституция остается не только юридическим документом, но и показателем направления политической эволюции страны.