В 2025 году Конституции Республики Казахстан исполняется 30 лет. С момента обретения независимости изменения в основной закон страны вносились несколько раз, но самой масштабной стала реформа 2022 года, начатая по инициативе главы государства Касым-Жомарта Токаева.
Обновленная Конституция создала основу для либерализации политического ландшафта страны, расширила полномочия институтов местного самоуправления, укрепила систему защиты прав человека, включая гендерное равенство в Казахстане. Общественный деятель, член Общественного совета г. Астана, заместитель Генерального директора Республиканского научно-исследовательского института по охране труда Салтанат Турсынбекова объяснила в интервью, как поправки 2022 года дали женщинам больше возможностей влиять на решения в социальной, экономической и политической сферах страны.
— Салтанат Пархатовна, как вы оцениваете значение конституционной реформы 2022 года для перезагрузки политической системы Казахстана?
— Конституционная реформа 2022 года стала одним из ключевых этапов политической трансформации Казахстана. Перегрузка политической системы и изменение баланса власти были жизненно необходимы, так как нужны были выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана. Речь, прежде всего, шла об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом.
Конституционные инициативы Президента Касым-Жомарта Токаева были одобрены значительным большинством голосов на референдуме, поскольку позволили провести жизненно важные преобразования во всех сферах политической, экономической и социальной сфер общественных отношений.
Вместе с тем, результаты конституционных реформ, направленных на перераспределение полномочий между институтами власти и усиление демократических процедур, имели главную цель – укрепление гарантий прав и свобод человека, включая гендерное равенство.
— Какие изменения в избирательной системе и формировании представительных органов власти, на ваш взгляд, наиболее значимы с точки зрения обеспечения гендерного равенства?
— Если проанализировать изменения и дополнения в Конституцию, внесенные Законом РК от 8 июня 2022 года и Законом РК от 17 сентября 2022 года, то можно прийти к выводу, что значительное количество конституционных преобразований имеет прямое или опосредствованное отношение к теме равноправия.
Во-первых, конституционная реформа 2022 года внесла изменения в статьи 6, 43, 44, 50 и 51 Конституции Республики Казахстан, которые затрагивают порядок формирования представительных органов власти, расширяют политическую конкуренцию и повышают уровень участия граждан в управлении государством.
Эти поправки включают упрощение процедур регистрации политических партий, снижение избирательного барьера, а также совершенствование избирательной системы, в том числе через введение смешанного принципа формирования Мажилиса Парламента.
С точки зрения гендерного равенства, данные изменения имеют фундаментальное значение, поскольку напрямую влияют на возможность женщин участвовать в политической жизни страны и занимать выборные должности.
До реформы политическая система Казахстана характеризовалась высоким уровнем институциональных барьеров для входа в политику, особенно для женщин. Регистрация партии требовала значительного числа членов и сложных процедур, что для женских общественных объединений, особенно в регионах, становилось практически непреодолимым препятствием.
Снижение избирательного барьера с 7 % до 5 % и упрощение требований к регистрации партий открывает пространство для появления новых политических сил, включая женские и гендерно-ориентированные движения.
Прямое влияние на гендерное равенство оказывает и изменение процедур, закреплённых в статьях 43 и 44, касающихся полномочий Президента и порядка назначения ключевых должностных лиц.
Введение более прозрачных и конкурентных процедур формирования правительства и ключевых государственных институтов косвенно расширяет возможности женщин занимать руководящие позиции, так как снижает зависимость этих назначений от закрытых политических решений и усиливает значение открытых конкурсов и профессиональных заслуг.
Поправки в статьи 6, 43, 44, 50 и 51 Конституции формируют институциональную основу для более широкого участия женщин в политике, создавая условия для их активного продвижения на выборные должности и усиления влияния на формирование государственной политики.
Однако для того, чтобы этот потенциал был реализован, необходимы сопутствующие меры — развитие политического лидерства среди женщин, поддержка их участия в избирательных кампаниях, а также эффективное применение квот и гендерных стандартов в работе политических партий.
— Как вы оцениваете значение инициативы Президента Токаева по воссозданию Конституционного Суда для защиты прав граждан и обеспечения принципа равенства?
— Важным элементом конституционной реформы 2022 года стало внесение изменений в статью 83 Конституции Республики Казахстан, закрепивших создание Конституционного Суда и предоставивших каждому гражданину право напрямую обращаться в этот орган в случае нарушения его конституционных прав.
Это преобразование стало значимым этапом в демократизации правосудия, обеспечив более широкий и прямой доступ к механизмам защиты конституционных прав не только для отдельных граждан, но и для женских организаций, правозащитных объединений и иных инициативных групп, заинтересованных в отстаивании принципов равенства и недискриминации. Обобщённый анализ обращений, поданных в Конституционный Суд с января 2023 по начало 2025 года, показывает, что примерно 14–17 % жалоб так или иначе касались вопросов гендерного равенства. Конституционный Суд в своей практике уже признал ряд имевшихся ограничений непропорциональными, усиливая тем самым принципы гендерного равенства в своих правовых позициях, имеющих нормативное значение.
— Насколько, на ваш взгляд, важна политика Токаева по расширению полномочий маслихатов и развитию местного самоуправления для продвижения женщин в принятии решений?
— Конституционная реформа 2022 года внесла значимые изменения в статьи 85 и 89 Конституции Республики Казахстан, направленные на усиление роли и полномочий маслихатов — местных представительных органов.
В новой редакции закреплено расширение их компетенций, в том числе в вопросах утверждения и контроля бюджетов, принятия программ социально-экономического развития, а также повышения прозрачности работы исполнительных органов на местах. Эти изменения направлены на децентрализацию управления, укрепление принципа местного самоуправления и вовлечение населения в процесс принятия решений.
С точки зрения обеспечения гендерного равенства данная реформа имеет стратегическое значение. Местный уровень власти является тем уровнем, где реализуются ключевые решения в области социальной политики, здравоохранения, образования, инфраструктуры и культурного развития — сфер, напрямую связанных с равными правами и возможностями мужчин и женщин.
Расширение полномочий местных органов власти и самоуправления после конституционных реформ 2022 года открывает новые возможности для увеличения роли женщин в принятии решений на местном уровне.
В целом, поправки в статьи 85 и 89 Конституции создают институциональную базу для того, чтобы вопросы гендерного равенства стали не абстрактной декларацией, а реальной частью повестки местных органов власти.
— Какие новые механизмы защиты от дискриминации, в том числе по гендерному признаку, открыли конституционные изменения 2022 года?
— Конституционная реформа 2022 года внесла уточнения в статьи 12 и 39 Конституции Республики Казахстан, которые касаются гарантий прав и свобод человека и гражданина. Эти изменения направлены на повышение правовой определённости в вопросах применения конституционных норм и на устранение любых правовых пробелов, которые могут быть использованы для ограничения прав по дискриминационным основаниям, включая пол.
Статья 12 Конституции в обновлённой редакции чётко закрепляет, что права и свободы человека признаются абсолютной ценностью и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех государственных органов и должностных лиц.
Она также подчёркивает, что реализация прав и свобод возможна лишь при соблюдении принципа равенства всех перед законом.
В контексте гендерного равенства это означает, что любая государственная политика или правоприменительная практика должны быть проверены на предмет соответствия базовому конституционному принципу недискриминации.
В целом уточнения в статьях 12 и 39 Конституции создают более прочную правовую основу для защиты от гендерной дискриминации, устраняя как прямые, так и косвенные формы неравенства.
– Можно ли сказать, что ограничение президентских полномочий и усиление системы сдержек и противовесов косвенно способствует развитию более инклюзивной политической среды для женщин?
— В обновлённой редакции закреплено, что один и тот же человек не может занимать пост Президента более одного срока, а также установлены ограничения на совмещение должности главы государства с членством в политической партии. Эти изменения направлены на снижение концентрации власти в руках одного политического субъекта, усиление системы сдержек и противовесов и обеспечение более сбалансированного функционирования ветвей власти.
Хотя данная норма не имеет прямой отсылки к вопросам гендерного равенства, её косвенное влияние на развитие инклюзивной и плюралистичной политической среды весьма значимо.
Ограничение президентских полномочий и департизация главы государства создают условия для более конкурентного политического процесса, в котором расширяются возможности для участия различных социальных групп, включая женщин.
Можно с полной уверенностью утверждать, что поправка к пункту 3 статьи 43, ограничивающая президентские полномочия и усиливающая баланс власти, косвенно создаёт более благоприятную политическую среду для женщин, открывая дополнительные каналы для их политической активности и лидерства.
При условии комплексного сопровождения этой институциональной реформы мерами по расширению участия женщин в политике она может стать значимым фактором в укреплении национального механизма гендерного равенства в Казахстане.
Таким образом, конституционные изменения 2022 года не только модернизировали государственно-правовую систему, но и создали более благоприятные условия для развития национального механизма гендерного равенства. Однако важно отметить, что сами по себе эти нормы не гарантируют автоматического достижения равноправия. Их эффективность будет зависеть от готовности государственных органов, политических партий и институтов гражданского общества внедрять новые правила в практическую жизнь, обеспечивая реальное участие женщин в принятии решений на всех уровнях власти.