Президент Казахстана активно работает над укреплением международной позиции страны, проводит реформы, направленные на модернизацию политической системы, укрепление демократических институтов и расширение прав граждан. Влияние этих преобразований на глобальную политическую арену ещё предстоит увидеть, – отметил руководитель Центра геополитических исследований Азербайджана Таир Джафарли. Ранее Касым-Жомарт Токаев отмечал, что конституционная реформа ознаменовала собой начало новой эпохи в истории Казахстана. О наиболее важных переменах, которые произошли в РК после внесения поправок в Основной закон страны, – в интервью с экспертом.
Таир Ашфар оглы, какие ключевые изменения были внесены в политическую систему Казахстана в рамках конституционной реформы 2022 года?
Конституционная реформа 2022 года войдёт в историю Казахстана как новый этап в развитии государственности и укреплении суверенитета на основе новых законов. Реформирование Основного закона всегда связано с возникновением чрезвычайных ситуаций, требующих незамедлительных действий по устранению препятствий, тормозящих работу управленческой и политической системы страны, а также её экономики. В Конституцию РК вносились изменения несколько раз, но самой значимой стала конституционная реформа 2022 года. Она создала законодательную базу для либерализации политической и управленческой систем страны, укрепила систему защиты прав человека, а также расширила полномочия институтов местного самоуправления. Нам кажется, что эти изменения в Конституции Казахстана и являются ключевыми.
Как давно назрела необходимость реформирования Основного закона РК? Что стало главной предпосылкой для трансформации законодательства?
Реформирование Основного закона всегда связано с тем, что Конституция в полной мере не обеспечивает экономические и политические права граждан, а также в ней отсутствуют законы, создающие для людей условия для активного участия в управлении страной и т. п. Естественно, это приводит к недовольству граждан, которые не хотят мириться с этим. Январские события 2022 года стали протестным движением по устранению недочётов в Конституции РК. Однако враги Казахстана хотели превратить его в государственный переворот, который привёл бы к распаду страны. Президент Токаев смог сдержать антиказахстанские силы, обеспечил стабильность в республике, в то же время он понял, что необходима конституционная реформа по корректировке модели государства, а также укреплению правозащитных механизмов.
16 марта 2022 года Президент Токаев обратился с Посланием к народу Казахстана и предложил проведение конституционной реформы по демократизации, укреплению правозащитных механизмов и переходу от суперпрезидентской республики к президентской с сильным Парламентом.
Насколько успешно, на Ваш взгляд, казахстанцы реализуют реформы, предусмотренные обновлённым законодательством?
Не секрет, что конституционные изменения предназначены для коррекции формы правления страной, снижения социальной напряжённости, восстановления доверия населения к власти, обеспечения более справедливого распределения национального дохода. На примере конституционной реформы 2022 года граждане Казахстана получили значительный потенциал правовой политики для минимизации, устранения и профилактики социальных конфликтов, включая демократические механизмы укрепления единства народа и сотрудничества в интересах реформирования и развития демократического общества.
Как растущее доверие к институтам власти отражается на уровне гражданской активности?
События января 2022 года показали, насколько доверие к институтам власти является одним из важнейших факторов социально-политической стабильности государства. Растущее доверие к институтам власти выражается в гражданской активности при решении насущных проблем в Казахстане. Оно определяется участием граждан в политической и общественной жизни страны. Гражданская активность включает в себя участие в выборах, выступлениях, митингах, гражданские инициативы и поддержку неправительственных организаций. Она проявляется в поддержке политических партий, участии в избирательных кампаниях, написании писем в представительства власти или подписании петиций. Гражданская активность в Казахстане защищена новой редакцией Конституции, которая гарантирует свободу слова, собраний и ассоциаций. Естественно, всё это поддерживается законодательными органами, поэтому растёт доверие у народа Казахстана к институтам власти.
Каким образом новая система разделения власти, реализуемая в Казахстане, способствует большей прозрачности и подотчётности Правительства?
Новая система разделения власти в Казахстане предполагает три независимые ветви: исполнительную, законодательную и судебную. По замыслу Президента Касым-Жомарта Токаева, разделение полномочий между ветвями власти должно предотвратить злоупотребления и обеспечить взаимный контроль. Это важный момент в политическом курсе главы государства. Многие аналитики, считают, что Парламент в силах контролировать Правительство, проводя парламентские слушания, а также путём принятия новых законов и поправок. По Конституции РК независимый суд может рассматривать спорные вопросы, возникшие в действиях правительственных органов, что также обеспечивает подотчётность власти. Новая система разделения власти в Казахстане имеет потенциал для повышения прозрачности и подотчётности Правительства. Надо отметить, что её эффективность зависит от многих факторов, в том числе от независимости судебной власти, эффективной работы Парламента и политической стабильности в стране.
Как Вы оцениваете реализацию принципа «Закон и порядок»? Насколько весомое значение для развития республики имеет укрепление правопорядка и справедливости?
Реализация принципа «Закон и порядок» имеет существенное значение для соблюдения прав и свобод граждан, а также для защиты от преступлений. Главную роль в обеспечении этого принципа играет Конституция, являющаяся Основным законом государства. В целом, реализация принципа «Закон и порядок» в Казахстане предполагает соблюдение законов всеми, защиту прав граждан, а также эффективное функционирование системы правоохранительных органов и судебной власти.
Насколько, на Ваш взгляд, эффективна реализация концепции «Слышащего государства»?
Казахстан живёт в условиях интенсивных политических и экономических преобразований, связанных с модернизацией страны. Одной из деталей этой модернизации является модель «Слышащего государства». Данная концепция государственной политики акцентирует внимание Президента и Правительства на активных усилиях по взаимодействию с гражданами, пониманию их проблем и потребностей. По мнению Касым-Жомарта Токаева, модель «Слышащего государства» создаёт каналы для открытого и прозрачного общения между Правительством и обществом и направлена на то, чтобы голоса граждан были услышаны и учтены в процессе разработки и принятия решений.
Концепция «Слышащего государства», по словам аналитиков, основана на убеждении, что государственное управление наиболее эффективно, когда оно реагирует на нужды и чаяния граждан. Властные органы, активно прислушиваясь к общественности и взаимодействуя с ней, осуществляют более актуальную, справедливую и устойчивую политику. Следует подчеркнуть, что такая политика может привести к повышению доверия к государственным институтам, что в конечном итоге способствует построению более инклюзивного и демократического общества.
Какой эффект от реализованных политических реформ получил Казахстан в глобальном масштабе?
Казахстан, в целом, получил значительный эффект от реализации политических реформ на глобальной политической арене. Следует особо отметить, что страна проводит преобразования по демократизации и стремится к большей открытости. Политическая система республики и её роль в мире в скором времени достигнут высокого уровня влияния. РК активно участвует в международных организациях, таких как ООН и ШОС, и играет важную роль в региональной безопасности и сотрудничестве, особенно в Центральной Азии. Президент Токаев активно работает над укреплением международной позиции Казахстана, проводит реформы, направленные на модернизацию политической системы, укрепление демократических институтов и расширение прав граждан. Влияние этих реформ на глобальную политическую арену ещё предстоит увидеть, так как они пока не достигли значимого уровня. Мы считаем, что благодаря политическим и экономическим реформам Казахстан в скором времени станет важным участником глобальных политических процессов.