Людмила Евженкова, активный эковолонтер и начинающая предпринимательница из Восточно-Казахстанской области, провела около десяти лет, борясь с проблемой с проблемой загрязнения окружающей среды – неоднократно участвовала в очистке территорий, но пришла к выводу, что одними субботниками ситуацию не изменить.
За это время она осознала, что борьба за чистоту окружающей среды не только важна, но и способна открывать новые возможности. Это осознание подтолкнуло её к поиску путей для реализации своих идей, совмещающих экологическую значимость и экономическую выгоду.
«За годы работы я видела огромное количество мусора и понимала, что важно сосредоточиться на мерах по борьбе с замусориванием – сокращению потребления, вторичному использованию и переработке», — делится Людмила, – «Важно не только убирать отходы, но и перерабатывать, давать им новую жизнь. Уверена, что так и отходы могут стать доходами».
В начале 2023 года Людмила запустила свой экостартап под названием «КВАРЦ», занимающийся переработкой стекла и керамики. Несмотря на отсутствие стартового капитала и опыта, её стремление и поддержка семьи помогли преодолеть первые трудности. «На первом этапе пришлось взять кредит, часть оборудования папа сделал своими руками. Работать приходилось без выходных и на износ», — вспоминает она.
Старт бизнеса подтвердил востребованность её идеи, и Людмила задумалась о масштабировании. Однако, для этого ей необходимо было дополнительное оборудование, а также навыки в ведении бизнеса. В поисках поддержки она узнала о программе Coca-Cola Belesteri.
«Знания, полученные на программе бесплатного обучения основам бизнеса, оказались на 100% применимыми. Содержание онлайн-уроков было доступным и понятным, ничего лишнего», — отмечает Людмила. Она подчеркнула, что благодаря обучению смогла освоить важные аспекты продвижения бизнеса через социальные сети и принципы работы малых предприятий.
В результате её идея о сборе и переработке стекла и керамики трансформировалась в бизнес-план по производству сувенирной продукции из вторичных материалов. «Когда узнала, что победила в Конкурсе, испытала яркое чувство гордости за себя и благодарность организаторам!», — рассказывает она, отмечая, что средства гранта обеспечили устойчивость и перспективу расширения бизнеса.
Людмила планирует продолжать расширение ассортимента и внедрение новых технологий переработки. Она активно работает над увеличением объёмов продаж через Instagram и участвует в ярмарках и выставках, в планах — расширение штата сотрудников.
«Женщинам, начинающим свой бизнес, хочу сказать — не бойтесь! Самое интересное начнётся, когда вы увидите реальные результаты своего труда, в том числе прибыль», — заключает Людмила.
Её история вдохновляет многих, подтверждая, что «не существует пределов роста, и всё возможно при наличии желания, знаний и опыта».