Тарифы на ТБО не покрывают реальных затрат спецпредприятий и решить проблему хотят за счет пересмотра тарифов и механизма ГЧП.
По словам министра экологии и природных ресурсов Ерлана Нысанбаева, с момента принятия в 2021 году нового Экологического кодекса акиматы должны были пересмотреть и утвердить с маслихатами тарифы на ТБО. Но на сегодняшний день из 211 районов и городов страны тарифы пересмотрены только в 155.
Как сообщил министр, наибольшее количество районов и городов, где тарифы не были пересмотрены, приходится на Павлодарскую, Восточно-Казахстанскую и Алматинскую области.
«В этой связи тарифы на ТБО зачастую не покрывают реальных затрат спецпредприятий. Например, в городе Атырау утвержден тариф в размере 379 тенге, тогда как разработанный акиматом составлял 527 тенге», — сказал Ерлан Нысанбаев.
Решение этой проблемы предусматривается за счет механизма ГЧП через утверждение предельного, то есть экономически привлекательного тарифа на ТБО. При этом разница между текущим и экономически привлекательным тарифами будет возмещаться частному партнеру за счет утилизационных платежей.
«Для повышения эффективности мы спускаем компетенцию по утверждению предельных тарифов на уровень акиматов. Поправки в законодательство находятся в Мажилисе Парламента», — пояснил министр.
В целях системного решения вопроса министерством разработаны поправки в кодекс в части периодичности пересмотра тарифа на ТБО не реже одного раза в три года. Также упростили требования по освобождению от уплаты утильсбора производителей и импортеров, имеющих собственную систему переработки отходов. При этом, как отметил министр, планируется поэтапное повышение требования по увеличению доли переработки с действующих 30 до 40 процентов к 2031 году.
«Также в реализацию поручения Главы государства по строительству мусороперерабатывающих заводов в крупных городах утвержден механизм льготного финансирования за счет утилизационного платежа, в виде займов под 3 процента годовых сроком до 15 лет с каникулами по выплатам до двух лет», — рассказал министр.