Агентство США по международному развитию (USAID) столкнулось с масштабными изменениями после решения администрации Дональда Трампа о 90-дневной приостановке финансирования большинства программ иностранной помощи.
Это привело к закрытию штаб-квартиры агентства в Вашингтоне и отправке части сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Президент США заявил, что деятельность агентства требует пересмотра, а Илон Маск назвал USAID «преступной организацией» и заявил, что ей «пора умереть».
USAID, созданное в 1961 году, долгие годы оставалось инструментом внешней политики США, финансируя гуманитарные и экономические проекты более чем в 100 странах. Значительные суммы направлялись на поддержку гражданского общества, образования, медицины и сельского хозяйства.
В Казахстане агентство реализовывало проекты в сфере прав человека, верховенства закона, инвестиционного климата и гендерного равенства. С 2001 по 2024 год объем финансирования составил около $2,07 млрд. На конец 2024 года USAID курировало 27 проектов – 15 региональных и 12 страновых. В большинстве случаев средства передавались через международные НПО, а напрямую финансировались только две казахстанские организации – ОО «Қадыр-қасиет» и ОО «Десента».
Проект ОО «Қадыр-қасиет» с бюджетом в $750 тыс. был закрыт после камеральной проверки, выявившей нарушения в финансовом управлении и недостижение заявленных целей. Среди менее публичных направлений работы USAID было финансирование ЛГБТ-движения в Казахстане. В частности, лидеры Feminita Ж.Секербаева и Г.Сержан получили более 160 млн тенге через такие структуры, как «Норвежский Хельсинский Комитет», «ILGA-Europe», «COC Nederland», «NED» и «NDI». Параллельно обсуждалось создание закрытого стратегического проекта ILGA-Europe по расширению защиты ЛГБТ-инициатив в Центральной Азии. По данным источников, часть средств поступала через активистов движения «Oyan, Qazaqstan».
Скандалы вокруг финансирования USAID касаются не только Казахстана. В числе спорных проектов агентства фигурируют $47 тыс. на постановку трансгендерной оперы в Колумбии, $32 тыс. на выпуск трансгендерного комикса в Перу и $2 млн на операции по смене пола в Гватемале. Помимо этого, средства выделялись на доставку продовольствия боевикам, связанным с Аль-Каидой, и строительство оросительных каналов для наркопроизводства в Афганистане.
Приостановка финансирования отражает изменение внешнеполитической стратегии США. Администрация Трампа делает ставку на национальные интересы, отходя от традиционной модели продвижения демократических ценностей за рубежом. Внутриполитические изменения в США также свидетельствуют о росте консервативных настроений, что уже отразилось на законодательстве страны. Подписанный Трампом закон, закрепляющий юридическое признание только двух биологических полов, может повлиять на дальнейшее финансирование подобных проектов за рубежом. На международной арене это может означать ослабление идеологического давления со стороны США и сокращение финансирования американскими фондами либеральных инициатив в других странах.