Агентство по защите и развитию конкуренции приняло меры антимонопольного реагирования в отношении «Моторная компания «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и ряда других, за «навязывание дополнительного оборудования, аксессуаров и иных услуг», сообщает пресс-служба АЗРК.
Это помогло сократить практику принудительных продаж, которые увеличивали общую стоимость автомобилей и ограничивали выбор потребителей.
Напомним, что в 2022 году с запуском новой программы льготного автокредитования, на фоне дефицита новых автомобилей многие казахстанцы столкнулись навязыванием автодилерами дополнительного оборудования и аксессуаров таких как сигнализация, коврики, дефлекторы, защита картера и другие элементы.
В частности, автосалоны требовали от покупателей приобретения этих опций, зачастую предлагая «ускоренную» (срок поставки сокращался с шести до трех месяцев) поставку автомобиля в случае согласия на покупку дополнительного оборудования на сумму до 2 миллионов тенге, заявили в Агентстве.
Данная практика в большинстве случаев приводила к существенному увеличению окончательной стоимости автомобиля
К примеру, одним из официальных дилеров «Toyota» в г. Алматы реализовано более 82% автомобилей с установкой дополнительного оборудования, стоимость которого достигала 3 миллионов тенге. Наценка на определенные категории превышала 200%.
Кроме того, при покупке автомобиля в кредит некоторые дилеры обязывали клиентов страховать жизнь и здоровье, что противоречит нормам Гражданского кодекса (статья 806 ГК РК — обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами РК, ни договором).
Также автовладельцы столкнулись с проблемой навязывания сервисного обслуживания исключительно у официальных дилеров.
А между тем, запрет на самостоятельную замену расходных материалов и снятие с гарантии при обращении в сторонние сервисы без обоснования является нарушение прав потребителей и проявлением недобросовестной конкуренции.
При этом сравнительный анализ показал, что цены у сторонних поставщиков аналогичных товаров и услуг в среднем ниже на 20-30%.
Таким образом, подобные действия дилеров ограничивали выбор потребителей и приводили к росту цен на рынке автоуслуг.
Иллюстративное фото из открытых источников