Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

Домбра – символ национальной идентичности

С 2018 года Казахстан отмечает Национальный день домбры – праздник, посвященный одному из самых значимых символов казахской культуры и национальной идентичности.

Для нашей страны это особенный праздник, который укрепляет нашу идентичность, пробуждает самосознание народа и способствует укоренению самобытных традиций Великой степи и углублению понимания родной культуры среди подрастающего поколения.

Особое значение этому струнному инструменту придает Глава государства.

Домбра является истинным талисманом и оберегом нашей нации. Ее мелодии близки и знакомы каждому из нас, ведь казахи и домбра неотделимы друг от друга. Недаром академик Ахмет Жубанов говорил: «Домбра – это древняя летопись кочевого народа». В струнах этого священного музыкального инструмента сокрыта сокровенная суть нашей нации. Наследие великих кюйши, дошедшее со времен знаменитого Кетбуги, – это наше бесценное духовное достояние. Последовательно продвигая свое исконное искусство, мы возвеличиваем нашу культуру — отмечал лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Домбра имеет древние корни и играет важную роль в казахской культуре. Первые упоминания о ней встречаются в исторических документах, датируемых XIV веком. В конце 1980-х годов на сопке Майтобе в Алматинской области ученые обнаружили каменные изображения танцующих людей и музыкального инструмента, сильно напоминающего домбру.

Домбре посвящено множество легенд. Вот одна из них.

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Но самая известная легенда, безусловно, — «Аксак-кулан». Впервые это сказание было услышано и задокументировано в 15 веке, но ее современный вариант записан только в 20-м столетии.

Согласно этой легенде, Джучи во время охоты на диких куланов слишком увлекся и на значительное расстояние удалился от своей свиты. Он убил уже много животных, когда вдруг один хромой кулан неожиданно набросился на него, отчего не ожидающий неприятностей Джучи вылетел из седла и сломал себе шею от удара оземь. Следует уточнить, что это не достоверная причина смерти правителя – многие источники говорят о том, что он умер от отравления токсичным для человека соком растения клещевина обыкновенная.

И все же Джучи умер. Сказать Чингисхану о смерти его первенца придворные боялись. Обстановка в свите была настолько зловещей, что Чингисхан почувствовал неладное. Он одновременно и ждал, и опасался страшного известия и пригрозил, что за плохие новости о его сыне он зальет горло свинцом тому, кто эти известия озвучит. Из всех приближенных только один человек решился рассказать хану правду. Это был Кетбука из рода Найман. Смастерив домбру, он явился к Чингисхану на аудиенцию и начал играть на музыкальном инструменте печальную мелодию. И хан все понял. Когда Кетбука закончил играть, после долгого молчания хан сказал, что ему все стало ясно. Но тому, кто принес плохую весть, по древнему обычаю полагалась смерть, и чтобы соблюсти этот обычай, была наказана домбра – ей залили горло свинцом.

Айбат Карибай – один из мастеров, изготавливающих главный казахский национальный инструмент. Его мастерская находится близ Астаны, в городе Косшы.

Мой отец, Меллат Caйфоллaұлы, был профессиональным кюйши. Он также воспитал многих учеников. Дед мой тоже был музыкантом, мастером-исполнителем кюев. Кроме того, он писал песни, а также изготавливал домбры. И, естественно, такое окружение и воспитание не могло не повлиять на меня. Я сызмальства впитал любовь к нашей народной музыке, инструментам. С семи лет помогал по мелочи отцу и деду, а к 13-ти годам уже стал зарабатывать за счет этого. Занимаясь ежедневно этим ремеслом, я обретал новые навыки, что называется, набил руку и, можно сказать, постиг все тонкости изготовления домбры, — говорит Айбат Карибай.

За четверть века мастер, по его словам, изготовил более двух тысяч инструментов. На создание одной домбры у него уходит до трех дней.

Одновременно я делаю по пять-шесть инструментов. На это у меня уходит пятнадцать дней. При этом очень многое зависит от уровня заказа: древесины, деталей и даже узора домбры, — продолжил ремесленник.

Цены на инструменты, разумеется, зависят от качества. Самая недорогая стоит от пятидесяти тысяч тенге.

Струны являются одной из важных деталей инструмента. Именно от них зависит, как будет звучать домбра. Сам корпус я изготавливаю из сухого дерева. Использую, как правило, можжевельник. Наверное, многих интересует, как следует правильно выбирать домбру. Для начала нужно хорошо знать самого мастера. Он должен разбираться в древесине, струнах, иметь хороший музыкальный слух, — говорит Айбат Карибай.

О мастерстве ремесленника свидетельствует то, что сегодня его инструментами пользуются певец Кайрат Байбосынов, кюйши Жангали Жузбай и другие известные музыканты.

Сегодня большинство делают мне заказы онлайн, но много и тех, кто приходит в мою мастерскую, чтобы лично выбрать инструмент: пощупать ее, послушать… Поскольку я занимаюсь изготовлением домбры уже много лет, у меня есть постоянная клиентура. И мне очень отрадно замечать, что сейчас возрастает интерес к нашему главному национальному инструменту. Думаю, немалую роль в этом сыграло то, что в Казахстане уже на протяжении многих лет отмечается День домбры, который популяризирует инструмент, — подытожил Айбат Карибай.

                                                                                               Автор: Айжулдыз Даулет

СПРАВКА:

Казахскую домбру раньше изготавливали из цельного дерева. Для изготовления домбры использовали разные способы, и форма инструмента тоже отличалась. Это подтверждают различные виды домбры, сохранившиеся в разных регионах страны. Казахские традиции и обычаи, песни, кюи и исполнительское развитие менялись на протяжении нескольких столетий. Основным видом домбры является домбра двухструнная, но иногда бывает и трехструнная. Отмечается, что один из древнейших образцов — домбра с округлым корпусом.

У казахов есть два наиболее популярных вида домбры. Это «қауақ» домбра — широко распространенная в Западном Казахстане, а также «қалақ» домбра, распространенная на Алтае-Тарбагатае, Жетысу и Сарыарке, Каратау. Музыкальный исследователь, кюйши и писатель Таласбек Асемкулов, объяснил происхождение так: «Слово «қауақ», а точнее «қабақ» происходит от слова «асқабақ», что переводится как «тыква». Так как форма инструмента напоминает именно этот овощ».

В то время как Западно-Казахстанская модель домбры (қауақ домбыра) широко распространена в западном регионе страны, Восточно-Казахстанская модель домбры (қалақ домбыра) в основном предназначена для шертпе-кюев. Вероятнее всего, такое название домбра получила за схожесть по внешнему виду с совком.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter