Представитель материнской структуры КТЖ – Фонда «Самрук-Казына» – прокомментировал пугающие цифры долгов национальной железнодорожной компании
Ранее по итогам проверки нацкомпании «Қазақстан темір жолы» Высшая аудиторская палата сделала пугающие выводы. Было отмечено, что национальный ЖД-перевозчик в силу колоссальной долговой нагрузки вряд ли способен в полной мере выполнять свои функции. Однако в материнском холдинге придерживаются иного мнения. Управляющий директор по экономике и финансам фонда «Самрук-Казына» Айдар Рыскулов объяснил журналистам, что долг компании, достигший на сегодня астрономических 2,9 триллиона тенге, – это трудная, но неизбежная данность в нынешних условиях. Долги связаны с обновлением подвижного состава – а это процесс длительный и чрезвычайно затратный, отметил спикер. Но дело не в цифрах, а в том, что КТЖ исправно оплачивает свои задолженности, поэтому нет смысла беспокоиться по этому поводу, подчеркнул управляющий директор фонда «Самрук-Казына».
«КТЖ обслуживает свои долги, постоянные выплаты производит, это подтверждают рейтинги агентства. За последние три года наблюдается положительная динамика по сокращению финансового левериджа. Да, сейчас стоят большие вызовы перед КТЖ, есть большая финансовая программа, предполагается порядка трёх-четырёх триллионов тенге в ближайшие пять лет привлекать для инфраструктурных проектов», – объяснил Айдар Рыскулов.
Он добавил своё мнение о том, почему прибыльная в своей основе компания вынуждена занимать средства на обновление вагонного парка и развитие путевой инфраструктуры. По словам Рыскулова, основная проблема в КТЖ на сегодняшний день – это субсидирование перевозок, в основном – заказов грузоотправителей. «73% всех грузов перевозятся ниже себестоимости, за счёт этого КТЖ в прошлом году недополучила 330 миллиардов тенге. Также КТЖ недофинансирует инфраструктуру, за счет этого недополучает ещё 300 миллиардов тенге», – указал управляющий директор.
По его мнению, такие подходы лежали в основе ошибочной тарифной политики компании, основанной больше на интересах заказчиков, а не самой КТЖ.
«Необходимо управлять и тарифной частью. В настоящее время ведётся такая работа с министерствами, с регулятором. Есть понимание, что субсидирование транзитных перевозок, особенно в страны ЕС, нужно пересматривать – это поддержано, чтобы тарифы осуществлялись на повышенных коэффициентах, без влияния на внутренний рынок», – добавил Рыскулов.
В завершение он подчеркнул, что, несмотря на долги, «КТЖ не испытывает критических трудностей».
Данное заявление прозвучало немного шокирующе на фоне предыдущих публикаций о катастрофическом положении компании, поэтому быстро обросло мемами в Сети. Тем не менее, возможно, есть смысл посмотреть на реалии без эмоций. Свои функции перевозчик выполняет, железные дороги Казахстана работают, поезда ходят, в том числе и транзитные контейнерные составы из Китая в Европу, составляющие одну из наиболее доходных частей бизнеса КТЖ. А вагоны обновлять компании действительно надо. Может быть, итоги аудита ВАП стоит всё же рассматривать не как повод для панических заявлений, а как стимул что-то менять в менеджменте квазигоссектора?