Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов заявил о возможном дефолте национальной компании «Қазақстан темір жолы», сообщает Tengrinews.kz.
На пленарном заседании Мажилиса Смаилов озвучил основные итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли. При этом, говоря о работе КТЖ, председатель палаты заявил, что компания не способна оплачивать свои обязательства. Это связано с тем, что 73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины — по экспорту. При этом уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики.
Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в красной зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 триллиона тенге и продолжает расти. 45 процентов, или 1,3 триллиона тенге, из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств, — сказал он.
В связи с этим глава ВАП заявил о необходимости проведения оптимизации затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния.
При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Казына» не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ, — заявил Смаилов.
Фото: ВАП