Сенатор Алтынбек Нухулы поднял перед правительством проблему запредельной, по его мнению, перегруженности школьных программ
Именно с этой проблемой, считает депутат, во многом связаны вопросы качества среднего образования в стране. Сенатор провёл краткий сравнительный анализ отечественной системы школьного образования с рядом развитых стран. Нухулы рассказал, что в общепризнанно считающихся передовыми по качеству образования странах – Японии, Южной Корее, Финляндии, Канаде – дети в 7-8 классах изучают всего от четырёх до шести предметов, касающихся конкретных наук. Тогда как в Казахстане преподаются 15 (!) предметов, а в девятых классах – 16. В целом, как отметил сенатор, сравнение показывает, что количество обязательных учебных предметов в Казахстане в 2,5 раза больше, чем в развитых странах.
Неудивительно, что при такой колоссальной учебной нагрузке успеваемость школьников оставляет желать лучшего, отметил сенатор.
По его словам, такие учебные дисциплины как химия, физика, биология и география, в школах ведущих стран объединены в одну дисциплину «Науки» и изучаются значительно меньше по времени. Но это не означает, что у детей хуже знания по ним. По итогам международных исследований PISA (тестов-срезов знаний 15-летних школьников), проводившихся последние 15 лет, индекс естественнонаучной грамотности учащихся в этих странах остаётся высоким, на десятки позиций опережая аналогичный показатель в Казахстане.
– Это свидетельствует о том, что качество преподавания важнее количества предметов, – отметил сенатор. – В Казахстане школьники получают слишком большой объём информации. При этом учебники написаны научным, не всегда доступным для понимания школьников языком. В Великобритании же, наоборот, информация не объёмная, темы ориентированы на практический опыт, соотносятся с ситуациями повседневной жизни. Большое внимание уделяется прагматической и практической значимости получаемых знаний для учащихся в будущем, то есть даётся образование, ориентированное на результат, на формирование компетенций учащихся, – подытожил депутат Сената Алтынбек Нухулы.
По его мнению, концепция повышения качества среднего образования в РК нуждается в изменениях – возможно, кардинальных, включай коренной пересмотр самих подходов к формированию школьных программ. И заняться этим необходимо как можно быстрее.
Действительно, проблема перегруженности казахстанских школьников уже многие годы вызывает жаркие споры как на уровне экспертов и педагогов-практиков, так и родительской общественности. По мнению психолога, кандидата педагогических наук Нургуль Сергазиновой, причиной хронического превышения объёмов информации в учебных программах РК в сравнении с программами развитых стран является тот факт, что в Казахстане школьные программы до сих пор формируют представители так называемой «старой школы» в педагогической науке. Их подходы уже давно не соответствуют реалиям современного информационного века.
«Мы не можем заставить школьника запомнить всё, и такой цели в принципе не должно стоять. Важно дать понимание сути вещей и процессов, того, как устроен мир, как работают основные закономерности. Всю дополнительную информацию молодой человек найдёт сам. Представители старой научной школы, участвующие в разработке школьных программ, часто не понимают этого. Им кажется, что чем больший объём знаний ребёнок получит на уроках, тем будет лучше. Но результаты показывают, что дело обстоит наоборот. Перегруженность информацией наряду с бессистемностью её подачи, оторванностью от конкретных жизненных ситуаций раздражают школьника, создают психологическое напряжение, хронический стресс и в конечном счёте мотивируют его отказываться от учёбы. У многих детей уже с 5-6 классов формируется убеждение, что программа слишком сложна и они её не осилят. Даже у способных школьников опускаются руки. Если ведомство, ответственное за формирование программ, не пересмотрит в корне свои подходы и не поменяет команду, не пригласит молодых педагогов-практиков, то отставание нашей страны в рамках тех же рейтингов PISA будет только усугубляться. Думаю, что в стратегическом плане, с точки зрения будущего страны, развития «экономики знаний» важнее осмыслить это сейчас, и начать менять систему именно сейчас, чем спустя ещё 5-10 лет. Надо не цепляться за старые догмы, а внимательнее изучать опыт развитых стран и пересматривать саму суть, систему подходов», – отмечает Нургуль Сергазинова.