Как отметил Президент Касым-Жомарт Токаев, в интервью газете «Egemen Qazaqstan»: «Наши приоритеты неизменны – это обеспечение незыблемости суверенитета и территориальной целостности страны, защита прав и интересов граждан Казахстана, создание благоприятных внешних условий для устойчивого экономического роста». Стоит напомнить, что в нынешних геополитических условиях Казахстана необходимо развивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми зарубежными партнерами, и, прежде всего, соседями. Самыми «близкими» для Казахстана являются Россия и Китай.
Товарооборот Китая и Казахстана демонстрирует беспрецедентный рост – по итогам 2023 года он достиг почти 25 миллиардов долларов, установив новый рекорд. Китай традиционно является одним из крупнейших инвесторов в экономику Казахстана, общая сумма инвестиций составляет десятки миллиардов долларов. Общая граница с Китаем, выгодное географическое положение Казахстана между Востоком и Западом – все это открывает для государства широкие перспективы для транзита китайских товаров в различных направлениях.
Недавно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и Председатель КНР Си Цзиньпин запустили «золотое тридцатилетие» сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Наглядным свидетельством этому являются два визита, которые глава Казахстана совершил в Китай в прошлом году. В сотрудничестве РК и КНР нет никаких непониманий или подводных вопросов.
Что же касается России, то одним из самых важных, на сегодняшний день, является вопрос совместного образования и обучения студентов. Российские университеты выделяют бесплатные места, где казахстанская молодежь может получать высшее образование. Единственный вопрос при этом — знание русского языка. Дело в том, что в последнее время в Казахстане звучит все больше призывов о том, что нужно отказаться от русского языка, и перевести обучение только на казахский язык. В плане формирования национального самосознания такие меры, несомненно, пойдут на пользу. Но те, кто сегодня проводят «языковые рейды» по магазинам и другим общественным заведением, требуя общаться только по казахский, забывают, что решение любых проблем сегодня требует многогранного подхода. К примеру, неоднократные исследования и опросы показывают, что русский язык уже вытесняется сам собой, постепенно заменяясь казахским. Так же стоит обратить внимание на регион, в котором живет казахстанец. Так, в северной части страны в основном говорят по-русски, тогда как в южных и центральных областях преимущественно используют казахский. Оставить один язык можно, но зачем запрещать другие?
Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан отмечает, что потоки эмигрантов в подавляющем большинстве направлены в страны ЕС, США, Канаду, Беларусь, Россию и другие. также выделяется Германия как страна-реципиент. При этом, по данным бюро, уезжают в основном люди с высшим образованием, то есть те, кто вполне спокойно использует два языка в работе и общении. Сегодня в мире это считается нормальным.
Запрети русский язык — и миллионы научных работ, исследований и проектов на этом языке попадут под запрет, казахстанцы по ним не смогут работать или учится. Заниматься переводом? К тому же, как рассказывают преподаватели казахского языка, не всегда возможно перевести без нарушения содержимого:
«Английский изучить проще, чем казахский, потому что качественные учебники и курсы по английскому на каждом углу имеются. Таким образом, если человеку, не знающему казахский, он необходим в работе (довольно много вакансий требуют знания обоих языков), то изучить его, несмотря на относительную простоту самого языка, вовсе не легко».
Но в любом случае ситуация с русским языком в сфере образования Казахстана также меняется, хотим мы этого или нет. В рамках общественной дискуссии все чаще появляются призывы к отказу от русского языка в школах. Школы и другие учебные заведения требуют знания обоих языков, как государственного, так и русского. И оценки по обоим языкам включаются в итоговый документ об образовании.
Согласно данным Евразийской экономической комиссии сегодня в РК более 47 процентов образовательных учреждений частные, и могут сами выстраивать свою образовательную программу. При этом многочисленные гранты прозападных фондов, которые не питают симпатий к России, готовы выдавать гранты и инвестировать средства в те образовательные учреждения, где обучение полностью переведено на казахский язык. Сотни тысяч молодых людей уже готовы учиться только на казахском языке, и это уже привело к определенным «перекосам» в образовании.
По данным международного мониторинга PISA-2018, РК сегодня делит 62-64 места с Азербайджаном и Боснией (всего в рейтинге 77 строчек). По среднему баллу Казахстан (402,3) находится ниже многих стран постсоветского пространства (Россия — 481,7, Беларусь — 472,3, Молдова — 424,3. По оценкам организаторов исследования PISA-2018, «разница в 30 баллов соответствует одному году обучения. Выходит, что 15-летние казахстанцы по уровню знаний и компетенций, умению усваивать получаемую информацию и использовать ее для повышения собственного интеллектуального потенциала отстают от своих сверстников из стран ОЭСР, России, Украины, Беларуси на два года и больше». И, судя по распределению по регионам, худшие показатели уровня образования как раз на Юге и Западе Казахстана, то есть там, где сосредоточено в основном казахское население. Есть большая разница и в показателях обучающихся в русских и казахских классах в столице страны (до 80 пунктов). Говоря иначе, школы с преподаванием на казахском языке сильно отстают в качестве преподавания.
Вместо того, чтобы запрещать и так покидающий Казахстан русский язык, нужно сосредоточить все усилия для создания новых эффективных программ обучения на казахском языке, проводить на нем научные олимпиады и исследования, совершенствовать наш язык. Это язык нашего государства, и мы должны понимать, что любой, кто обучается на нем, должен получить максимум знаний, а также образование мирового уровня. И тогда «языковой вопрос» уйдет сам, когда станет ясно что он больше не актуален.