Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

Как не попасть в западню

То, что салафизм является угрозой для национальной безопасности, общества и каждого гражданина в отдельности – это аксиома. Но при этом многие считают, что имеют иммунитет против него и могут быть спокойны. Однако далеко не всем известно, как люди попадают сети салафитов, а ведь знание этого может послужить дополнительной гарантией того, что такого не случится с вами или вашими близкими. Сегодня рассмотрим основные пути в радикальную секту. Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён.

Курсы сомооценки

Можно было начать с каких-то глобальных или страновых моментов, но лучше с чего-то индивидуального. Ведь здесь очень много опасностей, которые, на первый взгляд, не столь очевидны. Речь идёт о том, как оградить своих близких, да и себя лично, от того, чтобы не попасть в сети салафитов. Многие могут подумать, что это меня точно не коснётся и я уж точно смогу отличить сектантов от нормальных людей. Но стоит отметить, что салафизм, как любой наркотик, может затянуть так, что даже не заметишь, а когда заметишь, будет поздно.

Да, существуют определённые «вакцины» и «иммунитет» от подобного рода опасностей, но в обществе не так уж и много универсальных методов оградиться от этой «заразы». Грубо говоря, социальное положение, образование, национальность и даже вероисповедание не всегда являются гарантией в этом плане – было зафиксировано немало случаев, когда в ряды салафитов (да и ваххабитов) попадали вполне обеспеченные люди, с парой высших образований, убеждённые атеисты и так далее. Более того, бывало, что именно они становились чуть ли не фанатиками, а заодно и точечными спонсорами того, что по Уголовному кодексу может интерпретироваться, как финансирование экстремизма.

Так, существует мнение, что в религиозные радикалы попадают «через заднюю дверь мечетей», какие-то тайные собрания, куда можно попасть только по рекомендации и ещё что-то в этом роде. Есть и такое, но нужно помнить, что это устойчивое мнение может «замылить глаза» и, в итоге, привести в западню. Например, первичным этапом «попасть в силке» могут стать вполне светские курсы по повышению самооценки. Были случаи, когда молодой человек просто был не уверен в себе и наткнувшись на такое объявление, чуть ли уже на второе занятие оказывался завербованным. Причём, существует вполне налаженная система удержания тех, кто вдруг захотел уйти. Туда входят и уговоры, и угрозы, и подкуп. Так, одним из методов был шантаж – мол, ты уже наш, а если что-то кому-то скажешь или захочешь уйти, то наши люди в спецслужбах арестуют тебя, как приверженца к деструктивным религиозным течениям.

Между прочим, ранее бывали такие случаи, когда человека могли привлечь к ответственности по экстремистской статье только за то, что было пару раз зафиксировано его присутствие на «тайных вечерях» и брошюра на непонятном арабском языке, которую ему презентовали при первой встрече. А попав в колонию, такой молодой человек ещё становился ещё больше обозлённым на окружающий мир, на власть и, в первую очередь, на правоохранительные органы.

Ожесточённость

Эксперты и профильные психологи называют обиду на весь мир одним из стимулов уйти в радикалы. Тут целый спектр причин, начиная с бытовых и заканчивая криминальными. То есть, обычная семейная ссора может заставить молодого человека или даже отца семейства уйти из дома, хлопнув дверью. Или же когда парень (да и девушка) не может найти понимания среди близких, то быстро раскроет свою душу доброму человеку, который подсядет к нему (к ней) на скамейке, а дальше, как говориться, дело техники.

Безусловно, самый широкий спектр возможностей для вербовки лежит в социальной сфере, а вернее – среди тех, кто не нашёл себя в жизни, получает мизерную зарплату, не удовлетворён условиями труда или вовсе является безработным. Конечно, можно было всё перевести на государство, безапелляционно заявив, что только власти являются виновниками этих бед. Но это, опять-таки, будет «замыливанием глаз», тем более, что за последние годы в этом плане делается очень много – в первую очередь, благодаря инициативам Президента Токаева. Тут большая часть зависит от каждого человека в отдельности, а зависть к тем, кто живёт лучше тебя и ездит на машине стоимостью, как две твоих квартиры, это ничего, кроме зависти.

Другое дело, что кто-то намеренно подогревает подобные негативные настроения, и тогда завистники обращают взоры даже не олигархов и коррупционеров, а на тех, кто рядом – кто с тобой на одной социальной ступени, но работает в лучших условиях и при больших зарплатах. В этом плане хорошим примеров является нефтяной край нашей страны, где определенным силам не так уж трудно «раскачать обстановку», используя различные рычаги, в том числе через религиозные секты. К слову, ячеечная форма организации салафитов позволяет создать сеть протестных «кружков», которые в «час Х» быстро соберутся в одном месте, а вот истинных организаторов будет выявить практически невозможно. Вообще, тема забастовок – это отдельный разговор, но социально-протестный фактор из трудовых споров может перетечь и в религиозно-политическую плоскость. Проще говоря, требования протестующий, особенно если ими незримо руководят через ячейки, могут легко перейти из повышения зарплаты к призывам создать «исламское государство». Понимаете, в чём опасность?

Если говорить об ожесточённости, то отдельно стоит выделить отношение к силовым органам, о чём мы выше упомянули. Причём, это относится не только к криминальному миру и отдельным его представителям. Следует заметить, что практически все теракты, совершённые в Казахстане за период с 2011 по 2016 годы, были направлены именно против сотрудников правоохранительных органов. Это и сразу несколько взрывов в Актюбинской области, где были зафиксированы как нападения на отдельных правоохранителей, так и на целую воинскую часть, и немного подзабытый «таразский рэмбо», который целенаправленно выбирал своими жертвами полицейских и стрелял из гранатомёта по зданию ДКНБ, и, конечно де, Руслан Кулекбаев, жертвами которого оказались 10 человек и 7 были ранены, большинство из которых – полицейские.

Кстати, родные и близкие Кулекбаева отмечали, что парень был замкнутым, а если у него что-то не получалось (в спорте, учёбе или чём-то ещё), то он предпочитал обвинять в этом кого угодно, но не самого себя. Тут всплывают чисто психологические факторы, которые могут повлиять на человека, чтобы тот сделал шаг в сторону «братьев-мусульман». Конечно, если тебе начинают говорить, что не никакая не букашка, а настоящий царь зверей, то ты вскоре готов будешь даже жизнь свою отдать за идеи, которые тебе станут внушать кураторы.

Only business

Один из немаловажных факторов того, почему люди идут в салафиты – материальный. Мы о нём упоминали чуть выше, относя его к социальной сфере, но следует кое-что добавить. Ведь это может коснуться практически любого из нас – если не самого себе или близкого человека, то друга или соседа. В общем, как говорится, зарекаться не стоит. Тем более, с такими людьми мы можем столкнуться не только на лестничной площадке, но и в магазине или, скажем, на базаре, где торгуют автозапчастями «б/у».

Если говорить про конкретику, то точечная помощь малообеспеченным семьям от жамагата или другой общины, даёт огромные шансы, что её члены вскоре станут приверженцами салафизма. Немало примеров того, как помогают выжить родным осужденных (не обязательно по террористическим статьям). Скажем, оступившийся мужчина, попав в колонию, принимается в образовавшуюся там ячейку. В ней он делится своими переживаниями, что дети будут голодать, но тут получает похлопывания по плечу и просьбу не беспокоиться – на свободе всё сделают. И делают. Только в обмен на некоторые условия – носить платки и хиджаб, совершать ритуалы, сократить круг общения даже среди родственников и беспрекословно выполнять указания кураторов. Вот вам, как говорится, сразу несколько новых салафитов и салафиток.

Бывает и так, что в ячейках тебе помогают устроиться на работу. Нередко это полукриминальный бизнес включая продажу ворованных запчастей и смартфонов, а также в сфере «серой нефтянки». Но есть и вполне обычные должности, в том числе – в государственном секторе. Это помогает не только укрепить зависимость новых членов секты, но и создать невидимую сеть в различных сферах жизни. Кстати, ещё один миф – что все салафиты обязательно носят короткие штаны и неопрятную бороду. Раскроем секрет – если это внедрённый агент, то он может для прикрытия даже дневные намазы не совершать. Впрочем, про внедрение – тоже отдельный разговор.

Продолжая тему финансов в рядах салафитов, то там очень интересная, но при этом до конца не раскрытая бухгалтерская схема. В ней есть и отмывочные цеха, и поступления средств, добытых криминальным путем, и казна, предназначенная для помощи новым жамагатовцам, и так далее. Системе там очень запутанная и часто автономна – то есть, если дёрнуть за обнаруженную ниточку, то она может просто оборваться, не распутав даже часть клубка. Впрочем, это относится и ко всей системе ячеек и организации салафитов в Казахстане и не только в нём.

Есть и спонсорские капиталы. Мы, конечно, не знаем, кто, сколько и откуда, но существует устоявшееся мнение, что основные потоки идут от саудитов. Хотя, в настоящее время нужны некоторые оперативные средства, и вот их вливают местные олигархи, которые ещё вчера были близки к власти. А может быть, всё ещё остаются приближёнными. Об этом тоже в другой раз.

Закрывая же тему того, как попадают в салафиты, скажем, что есть и те, кто идёт туда целенаправленно. Кто-то хочет сделать карьеру по религиозному направлению, вполне осознавая, что это секта, а не официальный ислам. Кто-то после долгого разговора с другом, осознанно (как ему кажется) пришёл в ячейку. А есть и такие, которые увидели в салафизме романтику. Ведь у этого течения есть свои внутренние «ручейки», один из которых – военизированный. То есть, были и, наверное, остаются такие, которым хочется пострелять где-нибудь в Сирии, а заодно соответствующий гонорар заработать. И вот это действительно опасные люди.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter