В связи с плачевным финансовым состоянием национального железнодорожного перевозчика министру Карабаеву задали вопрос, будут ли расти цены на пассажирские билеты. Министр высказал мнение, что это едва ли спасло бы ситуацию
В Мажилисе сегодня активно обсуждается деятельность КТЖ и растущий долг национального перевозчика, исчисляемый астрономическими цифрами. Речь прямо шла и о возможном дефолте компании. В этом контексте, дождавшись перерыва в заседании, журналисты спросили у и. о. председателя правления «Қазақстан темір жолы» Каната Альмагамбетова, планирует ли перевозчик повысить цены на пассажирские билеты.
«Один раз в год мы поднимаем цены. Практически больше не поднимаем. В этом году на 7 процентов уже подняли, и всё», – кратко прокомментировал глава КТЖ.
В свою очередь министр транспорта РК Марат Карабаев не исключил дальнейшего повышения цен на пассажирские перевозки. Однако, по его мнению, это едва ли может отразиться на покрытии долга национальной компании.
«В целом полагаю, что такой механизм можно отработать. Но это никоим образом не связано с погашением долга, потому что та доходная часть КТЖ, которую получает компания именно от пассажирских перевозок, – она очень-очень низкую долю составляет. Основной доход, который КТЖ получает, это транзитные грузоперевозки», – отметил в частности глава Минтранспорта.
Согласно информации, которую привёл Карабаев, из-за убыточности пассажирских перевозок государство ежегодно субсидирует эту отрасль, выделяя около 23 миллиардов тенге из бюджета. Но такая ситуация, конечно, не может считаться рыночной.
«Государственное субсидирование – это опять же деньги налогоплательщиков. Поэтому, для того чтобы снизить субсидируемую часть, можно рассмотреть вопрос повышения стоимости билетов. Но на данном этапе этот вопрос не рассматривается», – отметил министр.
А на вопрос о том, сколько должны стоить билеты, чтобы пассажирские поезда в Казахстане стали рентабельными, Марат Карабаев ответил: «Чтобы это всё было окупаемо, билеты должны быть в три раза дороже».
Ранее сегодня же на слушаниях в Мажилисе глава Высшей аудиторской палаты (ВАП) РК Алихан Смаилов заявил, что КТЖ находится в «красной» зоне кредитного риска с долгом 2,9 триллиона тенге, который продолжает быстро расти. Если это будет продолжаться дальше, то нацкомпанию ждёт дефолт, подчеркнул глава ВАП.