Ассоциация пассажирских перевозок Алматы предложила отменить наличную оплату проезда в общественном транспорте ради безопасности и борьбы с теневой экономикой.
В ассоциации считают, что сбор водителями наличных средств отвлекает их и негативно сказывается на обеспечении безопасности при перевозке пассажиров. Кроме того, это создает условия для теневой экономики, так как водители не всегда выдают билеты.
Директор автобусного парка ТОО «Талап Т» Серик Жумабеков отметил, что доля оплаты наличными средствами незначительна, но создает огромные риски.
«Движение на дорогах города интенсивное, количество автотранспортных средств растёт, соответственно на водителях общественного транспорта лежит большая ответственность. Сбор оплаты за проезд отвлекает водителей от их прямых обязанностей – управления автобусом, а это подвергает опасности не только пассажиров, но и остальных участников дорожного движения. Порой процесс оплаты наличными может отнимать у водителя до двух минут, поскольку надо найти сдачу и так далее. Также нередко возникают конфликты с пассажирами ввиду заинтересованности водителей в сборе наличных средств,» – сказал Серик Жумабеков.
Директор автобусного парка ТОО «Neo City Trans» Еркин Нурпеисов считает, что из-за наличной оплаты перевозчики недополучают доходы и не видят реальный пассажиропоток.
«Приходится проводить мониторинг записей с камер видеонаблюдения в автобусах и выявлять случаи присваивания водителями оплаты за проезд наличными средствами. Это когда водитель берёт наличные и не выдает билет пассажиру. Но просматривать каждый рейс за весь день просто невозможно. Всё это влияет на объёмы субсидирования, следовательно, парк вынужден нести убытки,» – сказал он.
По данным транспортного холдинга Алматы, с начала года в общественном транспорте произведено 183 млн транзакций и только 1,6% – наличными средствами. Расплатиться в транспорте мегаполиса можно картой Onay, через одноимённое приложение, либо посредством СМС.