США и их европейские союзники не оставляют намерений изъять замороженные ими российские активы.
Президент США Джо Байден подписал закон REPO Act, позволяющий изымать активы России, находящиеся под юрисдикцией Соединенных Штатов. А Совет ЕС утвердил механизм передачи части доходов от заблокированных активов Банка России в пользу Украины, при этом речь не идёт о самих замороженных средствах, а только о прибыли от управлениями ими.
Напомним, что после начала войны в Украине в странах Европы остались активы центрального банка России на сумму около 300 млрд долларов, кроме того США заявляют, что в их юрисдикции хранятся средства российских бизнесменов, эквивалентные 4-5 млрд долларов, а информацию об имеющихся в их распоряжении активов Центробанка России Вашингтон не раскрывает.
Следует отметить, что, по мнению ряда авторитетных европейских экспертов, плюсы от изъятия российских денег в долгосрочной перспективе полностью нивелируются подрывом авторитета западных финансовых институтов. Так, британское издание Financial Times ещё в ноябре 2023 года писало: «конфискация активов России заставит другие не западные страны вывести свои собственные резервы с Запада». Кроме того, первый заместитель управляющего директора МВФ Г.Гопинах сообщила, что планы по изъятию российских активов способны дестабилизировать мировую финансовую систему.
В конечном счете, изъятие российских активов спровоцирует отток капиталов из стран Запада. Монархии Аравийского полуострова, страны Латинской Америки, Африки и Азии, неминуемо задумаются о необходимости диверсификации вложений в европейские и американские капиталы, а также о необходимости создания альтернативных западным финансовых институтов.
При этом Владимиром Путиным утверждён механизм, по которому суды РФ способны выявлять активы американских лиц в России и изымать их в счёт компенсации российских средств, если таковые будут утрачены по решению государственных органов или судов США. При этом российские власти заявляли, что на конец 2023 года на её территории находились западные активы на сумму, эквивалентную 215 млрд долларов. Эта сумма не сопоставима с замороженными средствами РФ, но может частично нивелировать потери страны от финансовых санкций.