15 апреля 2024 года президент Республики Казахстан подписал закон о криминализации семейно-бытового насилия, принятый Сенатом Парламента Казахстана.
В Республике давно и с переменным успехом ведется дискуссия о необходимости ужесточения наказания за насилие в семье. С одной стороны, Казахстан является государством с современными ценностями, основанными на гуманизме и равенстве всех перед законом, с другой, в стране поддерживается дискурс о важности сохранности традиций, который в некоторых слоях общества рассматривается преимущественно в консервативной, а не прогрессивной перспективе. В отношении социальной роли женщины это сформировало противоречивый контекст, который создает внутренний конфликт в индивидуальном сознании граждан, неспособных положительно осмыслить диалектические противоречия между традицией и современностью, и, как следствие, приводит к конфликтам в обществе и трагедиям в семьях.
Новый пакет правок и дополнений в УК РК, КОАП РК и других законах утвердили выбор казахстанского государства в пользу дальнейшей модернизации социума в соответствии с принципами, обеспечивающими защиту достоинства и свободы каждого человека, выработанными международным сообществом, и стали важным шагом на пути оздоровления семейно-бытовых отношений в Казахстане. При этом нельзя сказать, что новый закон противоречит национальным традициям, поскольку традиции казахского народа основывались на любви и взаимном уважении членов семьи друг к другу, но никак не на тирании мужчин женщинами. Он противостоит не традициям, а неоправданному чувству правоты и безнаказанности у людей, необоснованно считающих физическое насилие над своими домочадцами нормой.
«ДЕЛО БИШИМБАЕВА» И РЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ.
Ситуация, сложившаяся в Казахстане в сфере бытовых отношений, уже давно требовала изменений на уровне закона. Закон РК «О профилактике бытового насилия» действует с 2009 года, однако до 2020 года уровень насилия продолжал расти, показав снижение только в последние два года.
Анализ статистики убийств показывает, что снижение общего их количества не коснулось семейно-бытовой сферы – последние 6 лет остаются на одном уровне. Каждое 4-е убийство в Казахстане совершается именно в семейно-бытовой сфере, и примерно каждые 3 дня от домашнего насилия погибает человек.
Несмотря на то, что в публичном поле бытовое насилие рассматривалось исключительно как серьезная социальная проблема, а существующая система защиты жертв и профилактики домашнего насилия явно не соответствовала глубине этой проблемы, вопрос ужесточения наказания преступников был предметом дискуссий.
Так в 2004 г. побои перенесли из УК РК в КоАП, смягчив наказание. В 2011 году была декриминализирована статья об умышленном причинении легкого вреда здоровью. В 2015 г. статьи о побоях и нанесении легкого вреда здоровью вновь появились в УК, а в 2017 г. в очередной раз стали составом административных правонарушений. По официальной версии изменения были проведены для усиления профилактической работы с правонарушителями и упрощения процедуры привлечения их к ответственности. Кроме того, если агрессора привлекают по уголовной статье, то это исключает возможность примирения сторон. Однако если сравнивать такую позицию с международными стандартами, то видно их несоответствие, а уполномоченный по правам человека в РК А. Ластаев отмечает в своем специальном докладе «О противодействии семейно-бытовому насилию» (Астана, 2024 г.), что «криминализация и декриминализация домашнего насилия… мгновенно реагирует на ужесточение или послабление», подтверждая этот тезис статистикой.
В 2019 году внесены поправки в КоАП, смягчившие штрафы предупреждениями за причинение легкого вреда здоровью и побои. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин после этого отметил, что декриминализация Казахстаном «побоев» и «умышленного причинения легкого вреда здоровью» «противоречит духу Конвенции [о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – Л.К.] и ослабляет защиту женщин» и призвал правительство в вопросах домашнего насилия сместить акценты с примирения на уголовное преследование.
Также Закон «О профилактике бытового насилия» от 2009 года предполагал разработку и утверждение республиканской и региональных программ. Программы подразумевали конкретные показатели, которые должны изменяться, например, количество обращений в полицию в связи с бытовым насилием, или количество часов, отведенных в школах и вузах для бесед на эту тему с подрастающим поколением, и т.д. Однако затем «в два приема» в 2013-2014 годах в Закон были внесены правки, которые исключили пункты, связанные с разработкой и утверждением программ в этой сфере.
Кроме того, в 2017 году Генпрокуратура разработала и провела в Южном Казахстане пилотный проект «Казахстан без насилия в семье». В их отчете утверждается, что «причинами, снижающими эффективность борьбы с бытовым насилием, по оценке генпрокуратуры РК являются: отсутствие показателей в стратегических планах государственных органов и программах развития территорий, полного круга субъектов профилактики, компетенций по профилактике бытового насилия, стандартов, протоколов, алгоритма действий работников уполномоченных госорганов». То есть, убрав программы из Закона, государство само себе помешало бороться с бытовым насилием и само же это позже и констатировало.
Таким образом, несмотря на публичное осуждение бытового насилия, в казахстанском обществе фиксируется неоднозначное отношение к необходимости ужесточения наказания в этой сфере, которое, как мы считаем, связано со скрытым нежеланием консервативно настроенной части общества принять новую роль женщин в социуме.
Особую роль в инициировании последних правок в законодательстве сыграло так называемое «Дело Бишимбаева», которое вызвало сильный резонанс в обществе. 9 ноября 2023 г. был задержан бывший министр Национальной экономики Казахстана Куандык Бишимбаев, который в тот день забил свою гражданскую супругу Салтанат Нукенову насмерть. Через месяц после этого случая президент Токаев подписал Указ об утверждении Плана действий в области прав человека и верховенства закона. Это программа, нацеленная на защиту прав женщин, детей, осужденных, участников протестных движений, мигрантов и других социальных групп.
Согласно этой программе в январе 2024 г. Правительство должно было предоставить проект Закона с целью ужесточения уголовного законодательства в сфере семейно-бытового насилия. К концу 2024 г. в планы развития акиматов должны быть включены целевые индикаторы по профилактике насильственных преступлений в отношении личности, включая женщин и детей, т.е. на акиматы снова возложили ответственность за разработку конкретных планов действий по изживанию домашнего насилия. Кроме того, должна быть утверждена должность внештатного советника акима по вопросам гендерного равенства. В течение двух лет Правительство должно увеличить количества постоянно действующих специализированных (кризисных) центров в районных центрах и удаленных населенных пунктах по оказанию помощи женщинам и детям, пострадавшим от бытового насилия. С апреля 2024 г. Правительство должно предоставить проект Закона о харассменте. Термин «сексуальное домогательство на рабочем месте» должен быть определен в соответствии с международными нормами и стандартами, расписаны конкретные процедуры подачи жалоб и определена мера ответственности за непристойное поведение на работе. В августе 2024 г., согласно плану, должно выйти постановление Правительства о разработке и принятии плана действий по обеспечению продвижения равных прав и возможностей мужчин и женщин.
В настоящее время дело Бишимбаева рассматривается в суде. Его уже можно назвать самым громким в истории Казахстана открытым судом присяжных. Это большой прецедент для народов всей Центральной Азии. Внимание к процессу проявляют СМИ как соседних стран, таки масс-медиа дальнего зарубежья. Для казахстанского общества это дело является серьезной социальной травмой. Описание убийства ужасно, но еще более пугающим является осознание того, что проблема бытового насилия есть проблема всех слоев общества – от элиты, которую представляет подсудимый, до малоимущих. Это дело стало триггером, не только запустившим новый этап криминализации домашнего насилия, но и волну возмущения сложившейся «нормой» в обществе, согласно которой женщины должны терпеть побои от своих супругов и «не выносить сор из избы».
ОБЗОР ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНЕ.
Ниже представлены основные изменения в Уголовном кодексе РК и в Кодексе об административных правонарушениях, утвержденные президентом 15 апреля 2024 г. Документ вступит в силу через 60 дней со дня первого опубликования (15 июня т.г.).
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ СМЕНЫ КОНСЕРВАТИВНОГО ДИСКУРСА О ТРАДИЦИЯХ НА НОВАТОРСКИЙ.
Скрытое противостояние криминализации бытового насилия является симптомом того, что реальный статус женщины в казахстанском обществе определяется не столько законом, сколько традициями. Однако, не традиции сами по себе вызывают насилие, и даже не неравенство полов, которое эти традиции защищают. Проблема не в самом неравенстве, а в том, как это неравенство утверждается. Даже при допущении, что мужчина лучше женщины, странно, что лучшему по природе приходится доказывать свое природное превосходство физическим насилием. Если мужчинам приходится принуждать физически женщин к тому, чтобы признать их преимущество, то значит это преимущество не объективное.
Мужчины прибегают к физической силе как раз от неспособности доказать свое превосходство другими методами. В условиях современной городской жизни женщины порой могут быть успешнее мужчин, несмотря на то, что физически они слабее. Неспособность переосмыслить традиционный уклад в соответствии с этими новыми вызовами – вот где кроется причина бытового насилия в Казахстане.
В связи с этим требуется определенная работа с обществом, которая позволила бы переосмыслить национальные традиции, изменив консервативный дискурс на новаторский. Традиция происходит от латинского глагола «tradere» – «передавать». Однако, это не только то, что было передано современному поколению прошлым, но и то, что современное поколение считает важным передать будущему поколению, чтобы сделать их жизнь счастливее и сохранить свою культурную идентичность. В таком понимании традиции рассматриваются не как атавизм, противостоящий открытости общества новым практикам, а как неиссякаемый источник новых смыслов, новых целей, новых возможностей в вечно меняющемся мире.
Например, одно из важных моральных понятий казахской традиции – это «ұят» (стыд). Согласно консервативному дискурсу привлечение полиции для решения бытовых ссор – это ұят. Развод с человеком, который постоянно поднимает руку на супругу – тоже ұят. При этом в Казахстане разводом заканчивается каждый третий брак, и бытовое насилие – одна из основных причин разводов, а вовсе не скрепа, укрепляющая семьи. В новаторском дискурсе, который не закрывает глаза на новые условия жизни общества, ұят – это не решение о разводе само по себе, а то, что приводит к этому решению. Причины, ведущие к этому решению в разное время разные. Сегодня – это неспособность контролировать свою агрессию по отношению к близким, неумение решать проблемы в семье без насилия, это неспособность добиться признания твоего «природного» превосходства любовью и терпением, а не побоями. Сегодня ұят – неумение выбирать себе партнера, это страх отстаивать дарованные законом права, когда это необходимо, это отказ от возможностей, которые дарит нам социальный прогресс, это неготовность признать силу женщин, которая может послужить всему обществу. Именно такое понимание ұят’а формирует новаторский дискурс, который позволяет передать эту традиционную категорию будущим поколениям так, чтобы оно служило укреплению семейных отношений, а не установлению домашней тирании, приводящей к серьезным психологическим травмам.
РЕЗЮМЕ
Подписание Закона о криминализации семейно-бытового насилия является серьезным шагом на пути модернизации казахстанского общества. Без утверждения реального, а не формального равенства женщин и мужчин в обществе модернизация невозможна. И дело даже не в экономическом эффекте гендерного равенства, который, по некоторым расчетам, ощутимо отражается на росте ВВП. Важнее этого социальный аспект проблемы, поскольку страна, в которой женщины рассматриваются как «неполноценные», совершенно не соответствует ценностям формирующегося глобального общества и просто правам человека, отраженным в целом ряде международных конвенций. Президент К.Токаев четко обозначил свою позицию по данному вопросу в интервью газете «Egemen Qazaqstan», где также отметил, что по его поручению принимаются все необходимые меры по профилактике и пресечению подобных преступлений. Так, принятый закон о криминализации бытового насилия стал продолжением данного вопроса и ответом Главы государства на существующие проблемы и вызовы в стране. Конечно, одним только принятием Закона исправить ситуацию невозможно. Потребуется время на то, чтобы общество смогло адаптироваться к новым требованиям Закона, и наверняка мы увидим реакцию со стороны консервативно настроенных слоев общества. Как писал немецкий социолог Никлас Луман говорил о модернизирующемся обществе как о том, что «…пока еще не есть то, что оно есть, но уже есть то, что оно еще не есть». Такое определение справедливо и в отношении современного казахстанского общества, в особенности в вопросе гендерного равенства. Необходимо просто продолжать целенаправленную работу по взаимопроникновению моделей традиции, модерна и постмодерна.
Автор — Касыманова Лейла Толеуовна, депутат городского маслихата города Экибастуз, предприниматель или бизнесвумен.