12 марта состоялось заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Республики Казахстан под руководством Нурлана Абдирова.
В ходе заседания обсуждался вопрос о назначении выборов депутата Сената Парламента Республики Казахстан от Кызылординской области, а также был утвержден Календарный план основных мероприятий по их подготовке и проведению.
Согласно законодательству, депутаты Сената избираются посредством косвенного избирательного права на основе тайного голосования. Кандидаты могут быть выдвинуты на сессиях маслихатов или самовыдвижением, а также через представителей политических партий и общественных объединений.
Для регистрации в качестве кандидата в депутаты Сената необходимо получить поддержку не менее 10% депутатов маслихатов области и внести избирательный взнос, который в этом году составляет 1 275 000 тенге. Кандидаты также обязаны предоставить декларации об активах и обязательствах в налоговые органы.
Календарный план определяет время начала выдвижения кандидатов, регистрацию, предвыборную агитацию и дату голосования. Голосование и подсчет голосов запланированы на 25 апреля, а результаты выборов должны быть объявлены не позднее 1 мая.
В этой связи политолог Мурат Тулеутаев, — старший научный сотрудник Лаборатории политических исследований «Даналық», — отмечает, что за годы независимости республика сделала значительные шаги в развитии своей избирательной системы.
— Мы видим, что избирательные процессы стали более открытыми и прозрачными, что способствует развитию демократии и гражданского общества. Однако, есть и некоторые аспекты, которые требуют доработки, — отмечает эксперт.
— Положительным является то, что у нас есть косвенное избирательное право, которое обеспечивает участие только выборщиков – депутатов маслихатов, в голосовании на выборах депутатов Сената Парламента. Это способствует более осознанному и информированному выбору представителей. Однако, мы также видим некоторые проблемы, такие как ограничения по возрасту и образованию для кандидатов в депутаты Сената, которые, возможно, следует пересмотреть с целью более широкого представительства граждан, — поясняет политолог.
— Что касается достижений, то стоит отметить усиление контроля за финансовыми потоками во время избирательной кампании и борьбу с коррупцией. Это позволяет обеспечить более честные и справедливые выборы. Однако, нам еще предстоит совершенствовать механизмы контроля и обеспечения прозрачности в этой сфере. Опыт других стран может быть нам полезен в различных аспектах избирательного процесса. Например, мы можем поучиться у стран с более развитой демократией, как они обеспечивают независимость избирательных органов и защищают права избирателей. Также мы можем изучить опыт внедрения новых технологий в избирательные процессы, что может повысить их эффективность и доступность для граждан, — подчеркнул Тулеутаев.
— В целом, у нас есть определенные успехи в развитии избирательной системы, но есть и некоторые аспекты, которые требуют дальнейшего совершенствования. Важно продолжать работу по укреплению демократических институтов и обеспечению справедливых и прозрачных выборов для всех граждан, — подытожил эксперт.