Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему торговые сети в Казахстане продвигают белорусские продукты, а не отечественные

330

В нем отраслевики сообщают, что казахстанские торговые сети ориентированы на продажу импортных продуктов, поэтому доля отечественного продовольствия в год от года снижается.

В качестве примера в письме приводится такой факт: одна из крупнейших торговых сетей Казахстана развернула в своем супермаркете невиданный по масштабам отдел белорусских продуктов – своего рода «магазин в магазине». Яркий, украшенный, расположенный в самом центре торгового зала, он, разумеется, вызывает большой интерес у покупателей. Цинизм этой ситуации в том, что местные производители давно требуют приоритетного внимания и выкладки именно для продуктов казахстанского производства, а также предоставления 50% торговых полок, подчёркивают авторы письма.

Так делается во всех странах мира, так как именно отечественное производство составляет основу экономики любой страны, формирует государственный бюджет и создает рабочие места

Но нашему государству, тем более владельцам торговых сетей, вопросы развития своей экономики, похоже, не интересны. Факт появления отдельного, огромного отдела белорусских продуктов «наглядно демонстрирует политику торговых сетей, нацеленную на реализацию импортной продукции в ущерб отечественной», – пишут отраслевые союзы.

«Возникает закономерный вопрос: почему торговая сеть не сделала такой отдел для казахстанских производителей и не оформила его знаками «Сделано в Казахстане», вместо того чтобы продвигать импортных производителей и обогащать соседние страны? У нас огромное количество производителей выпускают продукцию высочайшего качества, и нам есть чем гордиться», – заявляют авторы обращения.

Суть проблемы в том, что торговым сетям коммерчески гораздо выгоднее продавать импортные продукты, потому что закупочная цена на них ниже. Все предприятия-поставщики России, Беларуси и других зарубежных стран значительно крупнее казахстанских (в десять раз и более), у них исторически более развита сырьевая база, они могут за счёт масштабов и объёмов своих производств предлагать более привлекательные цены. Кроме того, российские и белорусские пищевые компании пользуются господдержкой, получая в своих странах субсидии. В результате также существенно снижается себестоимость их продукции, что позволяет снижать цены. Тогда как у казахстанских пищевиков такая поддержка существенно меньше, поэтому себестоимость продукта выше. Но это совершенно нездоровая ситуация, когда на одном рынке свободно реализуются товары, произведенные в разных странах и с различной степенью госдотаций.

Ухудшает положение отечественных производителей также тот факт, что крупные зарубежные поставщики могут себе позволить работать с торговыми сетями РК с большой отсрочкой платежа за товар. В этих условиях совершенно логично, что отечественное производство сворачивается, а его место занимают импортные продукты питания. Но почему государство остается в стороне от этой серьезной проблемы?

Ведь кроме экономики есть еще и вопросы национальной безопасности, которая страдает, когда мы увеличиваем свою зависимость от соседей по продуктам питания. По мнению Альянса отраслевых союзов, торговые сети так и будут дальше заваливать Казахстан импортом сомнительного качества, пока этот вопрос не будет отрегулирован государством.

«У нас действительно имеются проблемы с торговыми сетями. Они не заинтересованы поддерживать отечественных производителей, для них это невыгодно, так как на импортных продуктах у них больше маржа. Как результат, отечественный бизнес страдает и теряет продажи по всей линейке сельскохозяйственной продукции, ввозимой из РФ и Беларуси. Справедливой конкуренции нет, поэтому мы и обращаемся с просьбой создать отечественному бизнесу хотя бы равные условия с зарубежными производителями. Практически по всем категориям пищевых продуктов Казахстан показывает снижение продаж, тогда как импорт растет», – сказал президент ОЮФЛ «Союз птицеводов Казахстана» Руслан Шарипов.

Исполнительный директор «Молочного Союза Казахстана» Владимир Кожевников считает политику торговых сетей несправедливой по отношению к местным производителям.

«Судите сами. Когда потребитель видит в супермаркете такую привлекательную, огромную витрину – да даже не витрину, а целый внутренний красочный магазин с белорусскими продуктами, то, конечно, он обратит на это внимание. Такая форма подачи товара просчитана маркетологами – это стимулирует посетителей активно делать покупки. Мы считаем, что это как минимум нечестно по отношению к отечественным производителям. Когда мы годами просим государство создать нам хотя бы равные условия с импортом на торговых полках, нас никто не слышит. Нам в ответ рассказывают о «нормах ВТО», согласно которым все поставщики равны. Хотя какое здесь равенство, если импортным продуктам повсеместно зелёный свет, мощная реклама и продвижение, а казахстанским – кабальные условия договоров и минимум места на прилавках? Супермаркеты хотят больше денег. Это понято, но не за счет же отечественного производителя! Мы считаем, что это неприемлемо. Государство, законодатели должны наконец-то заняться этим», – отмечает Владимир Кожевников.

В ответ на письмо отраслевиков руководитель Совета по АПК партии «AMANAT» Нуржан Ашимбетов сообщил, что в партии разделяют позицию казахстанских производителей и готовы вместе с ними подготовить законопроект, который будет направлен на создание приоритетных условий производителям Казахстана на торговых полках.

«Мы взаимодействуем с отраслевыми союзами пищевого сектора, которые передали нам свой пакет предложений по совершенствованию законодательной базы. Мы обсудили его внутри нашего партийного Республиканского совета по АПК, с Комитетом по агропромкомплексу Мажилиса парламента, а также с представителями профильных министерств. Мы будем готовить отдельный законопроект и предлагаем на законодательном уровне усилить регулирование торговой деятельности со стороны уполномоченных госогранов с целью создания лучших условий для отечественных производителей. Подготовка данного законопроекта уже начата вместе с Институтом парламентаризма при Управлении делами Президента РК, совместно с экспертами и представителями бизнеса мы планируем всесторонне изучить проблему, учесть международный опыт и сделать все, что возможно для защиты наших национальных интересов», — заявил руководитель Совета по АПК партии «AMANAT» Нуржан Ашимбетов.

Перед Казахстаном стоят действительно очень серьёзные и важные задачи в секторе агропромышленного комплекса. Поэтому сейчас важно выработать эффективные законодательные меры, которые позволят создать на внутреннем рынке все условия для производства и реализации казахстанской продовольственной продукции, а затем начать формировать в Казахстане аграрный центр, который станет одним из ведущих на Евразийском континенте, как отметил Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter