Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как в Казахстане борются с мошенничеством на финансовых рынках

Спикер заверил, что правоохранительными и государственными органами принимаются комплексные меры по защите граждан от мошенников. Выстроена система, включающая законодательные, практические и технические инструменты. Постоянно ведется работа по ее совершенствованию.

По его словам, в июле 2023 года между Агентством, Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК) и 18 банками подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве касательно защиты прав и интересов граждан.

«Целью меморандума является защита прав и интересов граждан, в том числе являющихся клиентами банков, за исключением индивидуальных предпринимателей, путем принятия сторонами мер по противодействию мошенничеству на финансовом рынке, разработки механизма возмещения ущерба клиентам, пострадавшим от действий интернет-мошенников, а также урегулированию задолженности, возникшей при оформлении на граждан кредитов мошенническим способом дистанционным путем. Требования меморандума не распространяются на случаи совершения операций клиентом лично и (или) при его личном присутствии в помещениях банка», — сказал Терентьев.

Кроме того, Правительством РК утверждена Дорожная карта по реализации механизмов противодействия кредитному мошенничеству, направленная на усиление и ужесточение регулирования в сфере связи, платежей и переводов денег, а также в сфере потребительского онлайн кредитования и состоит из 15 мероприятий.

Согласно Дорожной карте приняты следующие меры:
— В первом полугодии 2024 года планируется создание на базе Казахстанского центра межбанковских платежей Национального банка антифрод-центра для финансового рынка. В нем будет аккумулироваться вся информация о подозрительных лицах и типологиях мошеннических операций, что позволит превентивно блокировать любые операции мошенников. Планируется введение требований к платежным сервисам, оказывающие услуги мгновенных переводов, по наличию антифрод системы.
— Ужесточена ответственность операторов связи за невыполнение требований по предотвращению подмены телефонных номеров, за ненадлежащую верификацию личности при выдаче/замене SIM-карт и за использование незарегистрированных SIM карт, также установлены требования к информационной безопасности мобильных приложений банков для предоставления дистанционных финансовых услуг.
— Установлены требования к кредитным бюро по наличию онлайн системы выявления кредитного мошенничества, иной незаконной деятельности с уведомлением заинтересованных финансовых организаций и их клиентов, также требования к банкам и МФО по уведомлению клиента о поступлении заявки на получение онлайн кредита, а также возможности зачисления денег на счет клиента только после получения его подтверждения на оформление онлайн кредита.

В Казахстане запущен сервис, позволяющий гражданам запретить себе оформлять кредит.

“Сервис был запущен с целью помочь гражданам защититься от кредитных мошенников при потере документов, выезде за границу или других обстоятельствах. Добровольное ограничение на предоставление кредитной истории подразумевает для финансовых организаций дополнительную проверку на предмет мошеннического займа”, — пояснил спикер.

Алматинцы могут установить добровольный отказ от получения займов.

«Для снижения мошенничества, связанного с оформлением фиктивных займов, с 11 февраля 2024 года будет действовать норма о праве физлица установить добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов. Кредиторам запрещается предоставлять микрокредиты лицу при наличии в его кредитном отчете информации об установлении им добровольного отказа от получения микрокредитов», — отметил он.

Разработаны законодательные поправки, предусматривающие предоставление банками и МФО информации о выданных займах и микрокредитах в кредитное бюро в режиме реального времени, списание задолженности по кредиту, оформленному при наличии добровольного отказа физического лица от получения кредитов.

Также ужесточена ответственность финансовых организаций по защите прав граждан при использовании онлайн услуг. Приступили к выработке механизма возмещения банками и МФО ущерба потребителям финансовых услуг, пострадавшим от действий интернет-мошенников.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter