У нас созданы все условия для публичного выражения несогласия с действиями власти. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах.
«В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях. Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций», — заявил Президент, давая расширенное интервью представителям газеты Egemen Qazaqstan.
Достаточно ли в Казахстане площадок для выражения общественного мнения? Нужно ли активизировать работу в сфере борьбы с закредитованностью населения? И какие реформы, реализованные за последнее время в республике, уже показали свою эффективность? Эти и другие вопросы обсудили с членом Союза писателей Казахстана Бекнуром Кисиковым.
-Бекнур Сейтжанович, в интервью Президент отметил, что прошлый год выдался для нашей страны насыщенным на значимые события. В Казахстане подошли к завершению основных политических реформ, приступили к построению справедливой и конкурентной экономической системы, занялись вопросами диверсификации и демонополизации экономики, обновления инфраструктуры, поддержки бизнеса и привлечения инвестиций. Какие изменения, произошедшие в стране за последнее время, Вы можете особо выделить?
-Действительно, мы эти годы наблюдали демонополизацию, то есть уменьшение влияния монополии. И, в целом, я вижу, что эти инициативы направлены на то, чтобы экономика была более диверсифицирована. Например, мы можем отметить ряд законов, которые ограничивают возможности монополии влияния на рынок. Также хотелось бы сказать, что продолжается инициатива в области уменьшения вообще влияния, наверное, какого-то олигархического капитала. То есть, мы не говорим о том, что мы противники ярые олигархов, но любой супер бизнес, огромная монополия, так или иначе, влияют на рынок, а наша задача и вообще задача любого цивилизованного мира – это дать равные возможности именно малому и среднему бизнесу и поддерживать МСБ. Поэтому мне кажется, что нужно усилия дальше продолжать, усилить субконтракцию. В принципе, эта работа раньше началась, чтобы крупные компании-монополисты обязательно отдавали услуги, то, что они делают сами малому бизнесу. И, конечно, государственным компаниям обязательно нужно предоставить возможность, чтобы в тендерах социальные предприятия участвовали.
-Последовательно в Казахстане решались и наболевшие вопросы социальной сферы. Назовите основные моменты, связанные с улучшением уровня благосостояния казахстанцев.
-Казахстан прочно входит в топ социально ответственных государств. Мне кажется, что направление, в котором мы можем особенно усилить работу — развитие социального предпринимательства. В стране появились: Закон «О социальном предпринимательстве», реестр социального предпринимательства, Закон «О креативной экономике», где тоже очень много социального бюджетного сектора, имеются социальные выплаты, АСП, поддержка малообеспеченных семей, одиноких многодетных матерей. Вся эта работа поднимается на очень высокий уровень. В тоже время я хотел бы подчеркнуть, что государство стремится также развивать предпринимательские возможности социального сектора, то есть, не создавать иждивенческие настроения, а создавать условия, чтобы представители социально уязвимых слоёв населения работали, зарабатывали и были равными членами нашего общества. На это упор делает и мировая практика, и сами, так называемые СУСНы, они хотят быть равными, не хотят постоянно просить деньги. В Казахстане появился Закон «О социальном обеспечении», Социальный Кодекс, считаю, что в этой области государство сделало очень большой прорыв. Ещё хочу отметить инициативу, связанную с Нацфондом, она даёт возможность нашим детям получать выплаты до достижения 18 лет. Это, в принципе, какую-то большую роль экономическую не играет, но зато играет большую социальную и патриотическую. И выплаты из пенсионного фонда в покупку квартиры, конечно, преследовало бы очень хорошую, благостную цель, но мне хотелось бы, чтобы эти выплаты были в области бизнеса, чтобы предприниматели кредитовались и инвестировались. Потому что из-за выплат слишком подорожало жильё и, фактически, квартиры получил тот, кто и так их имел, а те, кто не имел квадратные метры, так и не смогли ими обзавестись. Мне кажется, что вопрос с пенсионным фондом, эти меру, нужно обсуждать с участием общественности, Правительство должно максимально активно приглашать экспертов. И реализовывать социальные инициативы также необходимо совместно с общественностью.
-Глава государства отметил, что вся работа будет наполняться новым содержанием в 2024 году. Мы будем действовать скрупулезно и планомерно, неуклонно двигаясь к намеченным целям. Этот год особенно важен, поскольку он закладывает фундамент ближайшего пятилетнего цикла развития страны. Хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу.
-Говоря о ближайшей пятилетке, мне кажется, будут сильные изменения, они уже идут и они покажут характер перемен, покажут то, насколько мы правильным курсом идём. Я надеюсь, что мы верно идём и реализуем правильные инициативы. Поэтому, говоря о ближайшей пятилетке, естественно, речь идёт о том, чтобы мы увидели некоторые результаты уже сейчас. Может быть, некоторые из них мы увидим потом, но в любом случае, в ближайшее время будут видны эти результаты. Я думаю, что инициативы сейчас направлены во имя процветания нашего государства, социальной справедливости и эти инициативы я, конечно же, поддерживаю.
-У Казахстана есть намерения по удвоению ВВП к 2029 году, объём национальной экономики планируется довести до 450 млрд долларов. Какие Вы видите пути для достижения поставленных Президентом задач?
-Это очень амбициозная цель — почти в два раза увеличить наш ВВП. Я думаю, если посмотреть экономически, в принципе, это возможно. На самом деле, у нас есть очень большой тренд к росту. Да, у нас устарела инфраструктура, теплосети, ТЭЦы отключались, мы видим, что за это время практически не было модернизации этих сетей, и здесь, когда мы говорим о 450 млрд долларов, нужно учитывать какая у нас ситуация в данной отрасли. Поэтому мне хотелось бы, чтобы на пути достижения наших целей, в первую очередь, чтобы улучшилась, совершенствовалась и обновилась инфраструктура. Она тоже будет составлять существенную часть нашего ВВП, без инфраструктуры мы не сможем прийти к хорошей экономике. Я думаю, что в первую очередь речь в этом вопросе идёт об улучшении инфраструктуры и в дальнейшем уже о создании на её базе мощной экономики. Потому как, когда мы говорим о строительстве новых заводов, в последнее время я не вижу много таких предприятий, потому что, даже, если мы построим эти заводы, то наши электросети изношены, газовая инфраструктура, трубы изношены, и мы не можем создать нормальное производство, не хватает элементарных вещей для этого. Повторюсь, у нас есть очень большие возможности, на самом деле, имеется большой потенциал для роста, поэтому, в принципе, эта цель достижима.
-Касым-Жомарт Токаев заявил, что мы продолжим конструктивную и сбалансированную внешнюю политику с учетом национальных интересов государства, отметил Президент. О чём, на Ваш взгляд, говорит это заявление?
— Да, мы живём в сложном геополитическом мире, наше окружение, соседи тоже пребывают в таком геополитическом шторме. Самый крупный наш сосед, экономический партнёр, с которым мы состоим во многих советах, союзах, объединениях, с которым нас связывает большая история, он воюет с другим государством. С ним у нас также давние отношения. Конечно, нам сложно выбирать какую-то сторону, поэтому сейчас, я считаю, у нас взвешенная политика, мы не поддерживаем конфликт, мы не поддерживаем одну или другую сторону. У нас своя позиция, и мы должны исходить из интересов, что выгодно Астане. То есть, у нас нет интересов какой-то страны, у нас есть интересы нашего государства и мы должны исходить из этого. Я считаю, что мы должны твёрдо придерживаться этой позиции, не метаться из стороны в сторону, и нынешняя политика этому соответствует.
Часть наших соседей находится под международными санкциями, у нас ними хорошие партнёрские экономические отношения, и мы не можем их нарушать, потому что мы связаны глубоко экономически, мы не можем от этого отойти, как говорится, потому что это влияет и на нашу безопасность, это влияет на нашу экономику. Это очень тонкий учёт всех балансов, я думаю, что мы должны и дальше продолжать многовекторную политику.
-У нас созданы все условия для публичного выражения несогласия с действиями власти. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах, отметил Президент. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этой теме.
-Внутренняя политика, сама по себе, сложная вещь. И здесь, всё ещё идут и будут идти реформы, потому что государство должно слышать свой народ и давать максимальное количество площадок, на которых они могут взаимодействовать. Лично я не хочу про всю страну говорить, но у нас в Алматы много таких площадок стало. Это и общественные советы, где жители могут встречаться и выражать своё мнение по той или иной проблеме в городе, и те же, например отчёты акимов, отчёты районных, к примеру, происходят каждый месяц, постоянно походят отчёты городского. Эти вещи происходят регулярно, у нас устраивается площадка в рамках города для того, чтобы власть услышала население. Я хочу сказать, что Алматы, сам по себе, политически активный город, где трудно заглушить голос общественности. И это не от того, что не всегда государство и Правительство хочет, чтобы общественность кричала, возмущалась, это необходимо, чтобы услышать глас вопиющего. Поэтому я поддерживаю открытость, поддерживаю инициативу по онлайн-петициям, это здорово, мне бы хотелось, чтобы она немного стала проще, чтобы не было необходимости огромного количества подписантов для того, чтобы было принято решение, также меня смущает момент, что нельзя собирать петиции на отставку чиновников, но, я думаю, это дело будущего. Мы сейчас идём к этому шагу, к тому, чтобы была выборность акимов городов республиканского значения. И мы, избиратели, горожане, общественники должны быть активны, чтобы выражать своё мнение. Потому что, порой, получается, что выражает своё мнение не больше пяти процентов, они настолько громкие и агрессивные, что создаётся ощущение, что они и есть настоящие выразители. Хотя, в принципе, я по городу вижу, в тех же соцсетях, что критика идёт, и это нормально. Я благодарен гражданским активистам, что они поднимают эти вопросы, но нужно, чтобы и другие горожане подключались и тоже выражали своё мнение. К сожалению, на сегодняшний день это делают не все, но с каждым годом политическая, социальная и общественная активность увеличивается наших жителей, а государство, в свою очередь, слыша их, идёт на встречу, давая больше площадок. Я думаю, эта работа сейчас не идеальная, но она идёт к такому компромиссу, консенсусу, чтобы она устраивала обе стороны. Сразу хочу подчеркнуть, что на этой политической площадке никогда не бывает абсолютного довольства, потому что и общественники никогда не бывают довольны, и чиновники. В принципе, такой золотой компромисс здесь найти сложно, но, тем не менее, надо его искать и раскрывать площадки. И я хочу, чтобы чиновники были открыты и, чтобы население тоже активизировалось и активно участвовало в управлении своим городом, а не только какой-то процент общественников.
-Президент в интервью также заявил, что закредитованность граждан вызывает у него серьёзную тревогу, потому что эта проблема напрямую влияет на социальное самочувствие людей и стабильность финансовой системы. Добавив, что соответствующий документ уже рассматривает Мажилис Парламента. В частности, предлагается ограничить продажу кредитов коллекторам. Процедура урегулирования приобретенной задолженности станет обязанностью коллекторских компаний. Расширяются полномочия и банковского омбудсмена. Как Вы оцениваете меры, которые уже были приняты и которые планируют принять?
-Это та инициатива, которую я поддерживаю. Более того, когда мы избирали депутата Мажилиса Стамбекова от города, его основной программой была именно закредитованность населения, кредиты, и он эту проблему постоянно поднимает на площадке Мажилиса. По мне здорово, что Президент поддерживает эти инициативы. Об этом говорилось давно. Мы родились и жили в другом строе, когда были другие философия и ментальность, тем не менее, я считаю, что до 2000 года проблемы закредитованности не было, люди жили по средствам, что человек может купить, то он и покупал, что не может, то не брал. Сейчас творится какая-то, мне кажется, абсурдная кредитная политика, люди немного потерялись в своих ориентирах. Потому что я вижу, что какая-то виртуальность получается, люди берут четыре-пять займов, многие становятся должниками. Это испортило, извратило саму суть кредитной политики. Банки вместо того, чтобы кредитовать бизнес, а бизнесу очень нужны кредиты, они кредитуют потребителей, в потребительском кредитовании больше всего прибыли, ну их понять можно, потому что банки нацелены на то, чтобы заработать больше там, где можно. Здесь, мне кажется, именно государству нужно ограничивать, как-то контролировать эти вещи, чтобы каждый второй не получал кредит. Потому что мы видим, что люди с очень маленькой зарплатой, покупают какие-то дорогие телефоны, в итоге не могут расплатиться и даже коммунальные платежи сделать. То есть, люди игнорируют элементарные платежи для того, чтобы купить какую-то дорогую вещь ради моды и хайпа. Происходят и вообще ужасные случаи, когда солдаты получают онлайн-кредит, который легко можно взять, и это не только в банках, это и в микрокредитных организациях, которые легко раздают кредиты, а потом передают коллекторам. Цикл всего – создаётся социальное напряжение и экономическое. Если много населения закредитовано, то это экономически стране не выгодно, у нас нет кредитной политики. Я не против займов как таковых, потому что мы видим, что в развитых странах люди получают кредиты, они всю жизнь платят ипотеку, небольшие проценты, это нормально, это дисциплина кредитная, у нас её элементарно нет. Поэтому я считаю, что эти вещи надо регулировать, эти высокие проценты, которые явно ведут к тому, что человек их не выплатит, и он закабалится, вообще нельзя эти бесчеловечные кредиты выдавать. Нужно всё это нормализовать, создать какую-то кредитную политику. Я читал в прессе, что многие микрозаймы даже идут на какие-то букмекерские конторы, которых тоже, кстати, расплодилось. Это ещё одна проблема, которую надо на уровне государства поднимать. И если мы видим, что население столь несознательное берёт кредиты, чтобы делать ставки, я считаю, что государство должно вмешиваться и такие вещи ограничивать. И, в тоже время, населению очень не хватает финансового мышления, граждане получают кредиты на тои, на свадьбы, это ужасно. Здесь, мне кажется, вопрос в целевых расходах, банкам нужно более строго выдавать кредиты. Потому что сейчас творится кошмар, конечно. Займы нужны, это кровь нашей экономики, но в потребительском кредитовании, мне кажется, нужно очень сильное регулирование. Нужно увеличивать кредиты в сторону бизнеса, увеличивать финансирование с длинными деньгами и меньшими процентами, потому что в этой сфере катастрофически не хватает займов. И да, если мы говорим об ипотечных займах, их также нужно регулировать, потому что ипотека тоже объект какой-то спекуляции. Люди покупают квартиры, перепродают, это повышает стоимость квартир, а по сути, жильё это же социальная вещь, люди должны покупать квартиры для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы постоянно делать из этого бизнес. Мне кажется, что ипотеки и потребительские кредиты требуют большого регулирования, я поддерживаю эту инициативу.