В середине 2000-х Казахстан ежегодно входил в тройку мировых лидеров по числу самоубийств среди подростков, а в 2008-ом занял в этом ужасающем рейтинге первое место. По отчетам ВОЗ и ЮНИСЕФ, суицид был одной из главных причин смертности нашей молодежи.
В последние годы ситуация улучшается, но коренной перелом пока не наступил. Ежегодно из жизни добровольно уходят десятки несовершеннолетних. И от того насколько быстро и успешно государству удастся погасить эту разрушающую общество суицидальную волну, зависит очень многое. Зависит наше будущее.
Уходящий 2023 вновь показывает рост по числу суицидов в стране. Статистически цифра небольшая (хотя мы должны четко понимать, что за каждой долей процента — человеческая трагедия): за десять месяцев с января по октябрь общее количество самоубийств выросло на 3,4% по сравнению с прошлым годом.
Но при этом число самоубийств в подростковой среде увеличилось на шокирующие 30%. Из жизни ушли 169 несовершеннолетних казахстанцев:
В последней возрастной категории — самый активный рост количества завершённых суицидов (+ 45,2% к аналогичному периоду прошлого года).
Страшно осознавать, что это дети, которые уже никогда не станут взрослыми.
Среди юного поколения стало и больше попыток свести счеты с жизнью — на 17,8% (с 253 до 298 случаев). Оторопь вызывает нижний возрастной порог этого показателя — он начинается с 5 лет. То есть в 5 лет ребенка не просто посетили мысли уйти из этого мира, он настолько отчаялся, что уже предпринял роковой шаг.
При этом очевидно, что реальное количество попыток суицида намного больше, ведь зачастую подобные дела, что называется, без формальных юридических последствий нигде не регистрируются и соответственно не расследуются. Хотя за каждым случаем — человеческая судьба и история, в которой точно необходимо разбираться. И правоохранительным органам в том числе.
Рост числа завершенных самоубийств фиксируется в большинстве регионов страны — Атырауской, Актюбинской, Акмолинской, Алматинской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской, Туркестанской областях, в Алматы и Шымкенте.
Одним из лидеров по числу попыток свести счеты с жизнью считается Астана.
В Комитете правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры РК (КПСиСУ ГП), который отслеживает все данные по суицидам в стране, не видят четкой тенденции по массовости подростковых суицидов и их попыток. И называют динамику трагических случаев «скачкообразной», что подтверждает и статистика. Например, после периода роста в первый год пандемии количество самоубийств сократилось сразу на 20,6%, а после окончания локдауна вновь вернулось на прежний уровень. Прошлый 2022 внушил оптимизм (минус 11,4 % по подростковым суицидам), но текущий 2023 уже превзошел прошлогодние показатели.
Исследователи отмечают, что в молодежной среде на суицид решаются намного больше мальчиков, чем девочек. То же самое, кстати, происходит и у взрослых: тенденция одинакова и в Казахстане, и во всем мире.
За 10 месяцев этого года 68% — 115 случаев — всех подростковых самоубийств пришлось на мальчиков. И именно в этой группе идет значительный рост: плюс 45,6% за год.
Суицид оборвал жизни 54 девочек. При этом они пытались наложить на себя руки в три раза чаще, чем мальчики: 221 попытка против 77.
Специалисты называют это «гендерным парадоксом самоубийств». Он характерен для женщин и мужчин во всем мире и объясняется целым рядом факторов — социальных и психологических. Согласно исследованиям, суицидальные мысли чаще приходят женщинам, но мужчины выбирают более радикальные методы проститься с жизнью.
А вот другая тенденция, связанная с социальным статусом погибших тинэйджеров, совершила неожиданный разворот. В пору жуткого мирового лидерства Казахстана по числу суицидов в молодежной среде большинство самоубийств совершалось выходцами из неблагополучных семей.
Сейчас картина изменилась с точностью до наоборот: лишь в 15% случаев покончившие с собой казахстанские подростки росли в неполных семьях или были сиротами. Подавляющее большинство добровольно ушедших из жизни детей воспитывались во вполне с виду благополучных семьях с обоими родителями.
Еще один характерный факт: 97% несовершеннолетних в последний момент своей жизни были трезвы.
Конфликты в семье, сложности с учебой, вечное одиночество и попытки самоутверждения, непонимание со стороны близких и друзей, неразделенная любовь. Подростковый возраст — один из самых критических периодов жизни, когда эмоциональная нестабильность находится на пике.
Все это, говоря научным языком, повышает у совсем еще юного человека с неокрепшей психикой «риск суицидального поведения».
А если ребенок еще пережил самое страшное потрясение — психологическое или физическое насилие. Со стороны взрослых или тех же сверстников.
Школьная травля, которой по данным Министерства здравоохранения регулярно подвергаются 17,5% несовершеннолетних, считается одной из главных причин, толкающих детей на суицид. Обратить самое серьезное внимание на проблему буллинга призывает президент.
К сожалению, не прекращаются случаи посягательства и даже насилия среди учащихся, что в свою очередь провоцирует детей на суициды. Буллинг наносит непоправимый ущерб душевному состоянию и здоровью детей и подростков, оказывает негативное влияние на процесс обучения, влечет за собой отстраненность от социальной среды и ментальные нарушения.
Государство должно обеспечить защиту прав и безопасность ребенка. Необходимо навсегда искоренить буллинг, — заявил Касым-Жомарт Токаев, выступая на октябрьском Республиканском съезде педагогов.
Любой случай насилия в отношении детей — в школе, дома, да где угодно — должен быть тщательно расследован компетентными органами. Казалось бы, очевидный, непреложный факт. Но на практике это происходит отнюдь не всегда. И даже зачастую не происходит совсем, когда уже случилось непоправимое — ребенок не нашел иного выхода, кроме как решиться на уход из жизни.
По статистике в последние годы в стране открывалось в среднем меньше 40 уголовных дел по статье 180 УПК РК «Доведение до самоубийства». Это не более четверти от всех совершенных суицидов. Ведь формально само по себе самоубийство не является уголовным правонарушением, и, соответственно, может формально не являться поводом к началу досудебного расследования.
Юристы предлагают эту порочную практику изменить законодательно и сделать так, чтобы любое самоубийство автоматически, даже без заявления от родственников становилось поводом для начала досудебного расследования.
Мы не должны упрощенно воспринимать суицид, как добровольный уход из жизни, особенно, если это касается ребенка. Потому что это очень циничный и опасный подход. И мы должны понимать, что у любого суицида, особенно детского, есть причины, когда человек, особенно ребенок, доведен до отчаяния и помимо внутренних психологических факторов есть внешние.
Предлагается внести в статью 180 УПК РК дополнение, что факт суицида должен быть поводом к началу досудебного расследования, потому что каждый факт мы должны расследовать. Только так мы можем разобраться в истинных причинах и при необходимости выявлять виновных, — заявил на заседании в мажилисе известный юрист, профессор КазГЮУ Муслим Хасенов.
По поручению президента, которое Касым-Жомарт Токаев дал правительству прошлым летом, разработан целый «Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида, обеспечении их прав и благополучия».
Во всеобъемлющем документе прописаны новые меры, которые государство примет для защиты подрастающего поколения.
План, рассчитанный до 2025 года, предполагает:
Не лишним будет напомнить, что с 2007 года в Казахстане действует круглосуточная Национальная телефонная линия доверия для детей и молодёжи с номером “150”. За время работы за помощью обратились уже более 2,5 миллионов казахстанцев.
По всей стране также работает “Суицидологическая служба”: ее сотрудники получают как прямые обращения от граждан, так и информацию от медиков о случаях или попытках суицида.
Для оказания специализированной психолого-психиатрической помощи в Казахстане развернуто 77 первичных Центров психического здоровья в городах и более 200 кабинетов на селе. Там работают с теми, кто пережил страшный опыт попытки суицида и с их близкими. А также проводят семинары и тренинги для врачей общей практики и школьных психологов, обучая выявлять суицидальное поведение у несовершеннолетних.
В Комплексном плане также предусмотрены меры по оказанию помощи неблагополучным семьям, созданию новых региональных центров психологической поддержки, увеличению численности педагогов-психологов и социальных педагогов, повышению их статуса, введению дополнительных часов работы и цифровизации их деятельности.
Планируется подготовить дополнительно около 1 000 педагогов-психологов и 2 000 социальных педагогов, 33% уже работающих учителей пройдут повышение квалификации.
Планируется создать объединения (лаборатории) практической психологии при высших учебных заведениях, чтобы использовать потенциал профессорско–преподавательского и студенческого состава вузов, привлечь их к реализации совместных проектов.
Минздрав РК совместно с детским фондом ЮНИСЕФ апробирует цифровую программу Ussuport, которая разработана на основе передового опыта мировых экспертов в области электронных услуг психического здоровья. Она предоставит возможность анонимного доступа к видео/аудио чатам, с помощью которых можно будет обсудить проблемы здоровья и социально адаптации подростков.
Параллельно с этим будут приниматься меры по укреплению отношений в семье.
«Для решения проблемы снижения уровня насилия в отношении детей, суицида и обеспечения благополучия детей отдельного рассмотрения требует проблема родительства. Проведенный многоаспектный анализ показывает актуальность поддержки родителей в осуществлении ими родительских обязанностей. В этой связи планируется укрепление детско-родительских отношений через всеобщее родительское просвещение», — говорится в Комплексном плане.
Особое внимание государство будет уделять культурному воспитанию и реализации творческого потенциала детей и подростков, развитию юношеского спорта и 100%-ному охвату несовершеннолетних дополнительным образованием.
Главные результаты, которое руководство страны ждет от реализации Комплексного плана, — снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении них.
И значительное сокращение случаев самоубийств и попыток суицида.