Надо признать, что курс Нового Казахстана во внешней политике весьма особенный. Республика активно налаживает отношения с двумя державами на севере и востоке, странами Центральной Азии, по другую сторону океана Америкой и Европейским Союзом. Похоже, Астана ищет свое место на международной арене, пишет Abai.kz.
Эта неделя насыщена дипломатической миссией для Астаны. Вчера в Казахстан с визитом прибыл президент Франции Эмманюэль Макрон, сегодня — венгерские премьер Виктор Орбан. Завтра намечается визит турецкого лидера Эрдогана, который будет принимать участие в очередном саммите стран Тюркского союза.
Очевидно, что правительство использует визит лидеров самых престижных стран мира для улучшения своего международного и внутреннего имиджа.
Если говорить об интересах Казахстана, то это, прежде всего, регулирование отношений с «коллективным Западом» с помощью страны-члена Евросоюза. В частности, Астана, имеющая общую границу протяженностью семь с половиной тысяч километров с Россией, которая находится под санкциями Запада, и зависимая от Москвы в различных (объективных и субъективных) отношениях через ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, хочет расширить связи. В Акорде опасаются, что западные ограничения могут коснуться и Казахстан.
«В то же время видно, что стремление нашей страны цивилизованно развивать свою энергетику соответствует стремлениям такой страны, как Франция, которая является одним из мировых лидеров в этой области. Среди них самым важным, который всех интересует и волнует, является проект строительства АЭС в Казахстане.
Президент заявил, что вопрос будет решен путем референдума. Он прав. Конечно, если вопрос о том, строить или не строить, будет иметь положительное решение, то было бы правильно, если бы такая престижная, цивилизованная и ответственная страна, как Франция, приняла участие в столь важном проекте», — считает издание.
Хотя это и не упоминается официально, ряд экспертов говорят об экспорте казахстанского урана во Францию. Понятно, что Казахстан борется за свое место на урановом рынке в настоящее время, когда в мире обострилась конкуренция между производителями сырья.
В своем выступлении президент Токаев помимо атомной отрасли упомянул горнодобывающую, химическую, машиностроительную, строительную, аэрокосмическую и фармацевтическую отрасли. Но все это, наверное, пока в планах потому что, к примеру, в прошлом году экспорт Казахстана во Францию составил 1,4 миллиарда долларов, из которых 1,3 миллиарда пришлось на нефть.
«Хотя у нас нет соответствующей информации, но можно предположить, что в ходе переговоров также обсуждалась судьба Мухтара Аблязова, который уже много лет живет во Франции и считает первого и второго президента Казахстана своими врагами».
В то время, когда мировая политика радикально меняется и появляются новые центры влияния, Франция тоже не хочет сдаваться. Известно, что после выхода Великобритании из ЕС между Францией и Германией усилилась конкуренция за лидерство в европейском блоке. Участие в геополитических процессах, произнесение авторитетной речи и инициативы останутся обязательством этих двух стран.
Слова Макрона о странах , которые «не хотят быть вассалами» и «стремятся к гегемонии», значат очень многое. Философские выводы заставляют задуматься о роли России в этом.
Более того, по понятным причинам растет интерес к Центральной Азии, включая Казахстан и Узбекистан. В наш регион приезжает все больше дипломатов. Макрон — один из них.
«Мы знаем, что строительство атомных электростанций и закупка урана, а также оживление «зеленой экономики» очень важны для Франции. Давайте примем это как законы мировой конкуренции, рынка и дипломатии.
Несомненно, укрепление дружбы Казахстана с Францией, обладающей развитой экономикой и культурой, не будет выгодно выгодно нашему северному соседу. Известно, что любая страна, приближающаяся к европейским демократическим ценностям, открытой экономике и справедливой социальной политике, будет отходить от старых советских тенденций».
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей