Миролюбивая политика Казахстана и дружественные отношения с другими странами являются одним из важных залогов стабильности внутри Казахстана и служат интересам национальной безопасности государства. В тоже время, государство не стоит на месте, и продолжая миролюбивую политику, страна имеет большие шансы на то, чтобы стать ключевым игроком во всех процессах на Евразийском континенте. Об этом заявил турецкий эксперт, кандидат политических наук Керим Хас.
Аналитик по турецко-российским и международным отношениям оценил возможности и перспективы сотрудничества стран — участниц Организации тюркских государств. Главы Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Турции собрались в Астане на юбилейном Х саммите Организации тюркских государств.
Юбилейный Х саммит Организации тюркских государства проходит под девизом TURKTIME или «Тюркская эра». По мнению турецкого политолога, такое название не вызывает удивления, потому что в последнее время Организация тюркских государств превращается в самую активную платформу на постсоветском пространстве.
«Организация тюркских государств в последние годы включает в себя коннотации военно-политического взаимодействия. Турция начала больше и интенсивно продавать вооружение тюркским государствам. Из-за региональных вопросов, как сейчас на Ближнем Востоке, как в случае азербайджано-армянского конфликта по Карабаху, январских событий в Казахстане, пограничных конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном, больше обсуждается потребность углубления военно-технического сотрудничества между тюркскими государствами. Это может «раздражать» российскую сторону, но, с другой стороны, есть такой факт: страны намерены углублять полномасштабные отношения почти во всех сферах в рамках ОТГ. На мой взгляд, страны не готовы делиться своим суверенитетом в рамках общей организации, но ОТГ с каждым годом приближается к фактическому Тюркскому союзу. Есть такой тренд», — говорит Керим Хас.
По словам турецкого эксперта, значение организации особенно возросло после начала военного конфликта на Украине и противостояния России западному миру. А 2023 год стал годом многополярности на постсоветском пространстве, особенно в Центральной Азии, отмечает политолог.
«Китай организовал саммит «Китай + страны Центральной Азии». США организовали такую же встречу, Германия тоже. Россия в прошлом году такой же саммит провела. В Организации тюркских государств — все те же центральноазиатские страны, но нет Таджикистана. Для Турции ОТГ – это тот же формат «Турция + страны Центральной Азии», но вместо Таджикистана есть Азербайджан. В этом политическом контексте Организация тюркских государств дает Казахстану и другим членам возможность диверсифицировать свою внешнеполитическую ориентацию. Это большая возможность для всех участников на данном этапе, на мой взгляд», — говорит Керим Хас.
Эксперт отмечает, что возрос и транспортно-логистический потенциал стран ОТГ.
«Из-за ужесточения кризиса между Россией и Западом важность Срединного коридора многократно выросла. Почти все страны Центральной Азии играют в этом смысле ключевую роль, и в первую очередь Казахстан. В экономическом плане это большие возможности для всех членов ОТГ, поэтому значение Срединного коридора растет и будет расти в будущем, на мой взгляд. Конечно, всем участникам придется больше инвестировать в инфраструктуру не только в своих странах, но и, например, в инфраструктуру Каспийского моря, чтобы больше торговых судов осуществляли торговлю», — говорит аналитик.
Казахстану удается вести самую успешную многополярную политику на постсоветском пространстве, подчеркивает эксперт.
«Недавно в Китае прошел саммит «Один пояс, один путь». Рядом с китайским лидером стоял именно казахстанский президент — это не случайность. Это показывает возрастающую роль Казахстана не только на постсоветском пространстве, но и на всем Евразийском континенте, и касается не только экономики, транспорта, логистики и так далее. Возрастает политический вес Казахстана. На днях Казахстан посетил французский президент, там обсудили ключевую роль Казахстана как связующего моста между Европой и Евразией. Это не преувеличение, потому что из-за своего географического положения и, на мой взгляд, мудрой политики руководителя Казахстана у страны есть очень большие шансы стать ключевым игроком во всех процессах — экономических, политических, гуманитарных на евразийском континенте», — поделился мнением турецкий политолог.
По словам эксперта, в условиях возрастания военно-политической напряженности в Евразии и в мире в целом казахстанский лидер проводит успешную диверсификацию внешнеполитической ориентации.
«Несмотря на то, что с Россией у Казахстана больше 7 600 километров общей границы, иногда происходит какая-то напряженность между двумя странами, но он достаточно эффективно управляет этими нюансами между странами. Президент Токаев очень открыто выражает свои мысли, когда встречается с российским президентом. В прошлом году, например, в Санкт-Петербурге он открыто пояснил позицию Казахстана в отношении Донецка и Луганска. Но это не привело к ухудшению отношений между Казахстаном и Россией, даже дало возможность еще более открыто развивать свои отношения. Недавно мы видели, как открыли новый газопровод в рамках тройственного союза между Россией, Узбекистаном и Казахстаном. Это очень мудрая политика. С одной стороны, развивать отношения с крупными и важными игроками, как Китай, США, Франция, Евросоюз в общем, Турция. С другой стороны, это не приводит к ухудшению союзнических отношений с Россией, это важный момент особенно на фоне ужесточения кризиса отношений между Москвой и Западом. В такой ситуации вести такую мудрую политику – большая заслуга президента», — подчеркивает Керим Хас.
Для Казахстана также важно дальше развивать отношения с Турцией, говорит эксперт.
«У Турции нет территориальных претензий в отношении Казахстана. Казахстан не имеет выхода к Мировому океану, поэтому придется преодолевать этот барьер для транспортировки своих энергоресурсов и не только. В этом плане Казахстан в основном использует российские территории. С одной стороны, страна сохраняет близкие союзнические отношения с Россией, с другой стороны, развивает такие же хорошие отношения с Турцией. 25-30 лет назад это не так бы восприняли во многих странах. Казахстан же не ведет конфронтационную политику в регионе, когда один выигрывает, другой проигрывает. Не так смотрит на мир — это большой плюс, — считает турецкий политолог. В гуманитарных отношениях Турция для казахов как вторая родина, второй дом. Не чувствуешь себя как гость. Поэтому, когда развиваются между странами отношения, нет таких чувств у обоих народов, что будет кто-то оккупировать нас или кто-то будет нападать. Нет такого страха. Это тоже катализатор развития двусторонних отношений», — говорит о гуманитарно-культурном аспекте отношений Керим Хас.
Организация тюркских государств в этом году отмечает 14-ю годовщину своего создания. На заседании совета глав государств в Астане председательство в организации перешло от Узбекистана к Казахстану.