Строительство и ремонт дорог дело не одного дня. И участвует в этом процессе на разных этапах множество людей.
Вначале заключается договор с заказчиком, после чего составляется план-график выездов на определенный объект, где указывается количество выездов. За два дня до выезда заказчику сообщают дату и время выезда, в свою очередь заказчик должен обеспечивать явку подрядчика и службы технического надзора.
«Сама проверка производится следующим образом. Инженер нашего предприятия по приезду на объект проверяет качество выполненных работ визуально и инструментально. В случае наличия дефектов и замечаний заносит всю информацию в акте. Далее инженер производит отбор имеющихся дорожно-строительных материалов и по приезду в лабораторию предприятия передает пробы ответственным. Отобранные пробы проверяют на соответствие требованиям национальных и межгосударственных стандартов. После испытаний выдается протокол о соответствии, если материал соответствует, либо о несоответствии, если выявлены отклонения от требуемых параметров. Получив результаты проб, предприятие направляет официальное письмо в адрес заказчика и подрядчика с приложением протоколов испытаний и указанием о необходимости устранения выявленных замечаний и отклонений, если таковы имеются», — рассказал Куаныш Толеуханов.
Если заказчик не принимает меры по устранению нарушений согласно заключению экспертизы, уведомление об этом получает уполномоченный орган и/или государственный орган архитектурно-строительного контроля и надзора для принятия соответствующих мер.
За первое полугодие 2023 года специалисты Национального центра качества дорожных активов совершили 6 299 инспекционных выездов, в том числе 2 559 на дороги республиканского значения и 3 740 на дороги местного значения. В результате анализа 19 979 отобранных проб 6 111 образцов оказались не соответствующими нормам. Было выявлено 3 743 дефекта и нарушения (2 116 на республиканских и 1 627 на местных), в том числе 839 грубых нарушений (359 на республиканских и 480 на местных).
Результат проводимой работы таков, что подрядные организации за свой счет устранили нарушения, затратив 1,4 млрд тенге, из них на устранение дефектов на республиканских дорогах ушло 524 млн тенге, а на исправление недостатков на дорогах местного значения — 900 млн тенге.
Куаныш Толеуханов пояснил, что в Центр нередко поступают жалобы от населения на объекты, где, по мнению заявителей, имеются нарушения. И специалисты Центра, естественно, незамедлительно реагируют, осуществляя внеплановый выезд.
«За последние 2 года нашими специалистами осуществлено порядка 60 внеплановых выездов по обращениям жителей. В случае обнаружения ям на дороге или других дефектов на реализуемых проектах в адрес предприятия можно обратиться по средствам Единой платформы приема и обработки всех обращений граждан e-Otinish. Также если дефекты зафиксированы на объектах, введенных в эксплуатацию, необходимо обратиться в областной филиал АО «НК «КазАвтоЖол» по автомобильным дорогам республиканского значения и в акимат по автомобильным дорогам областного, районного значения и улицам городов и населенных пунктов», — сказал Толеуханов.
Куаныш окончил среднюю школу в 2005 году и при выборе будущей профессии больше ориентировался на востребованность той или иной профессии, расспрашивал людей о заработке в той или иной сфере. Будучи выпускником школы, Куаныш отдал предпочтение строительной профессии из-за спроса на таких специалистов и достойного уровня оплаты труда. Сегодня он признается, что работа в Центре позволяет ему чувствовать себя причастным к большому делу и приносить пользу каждому казахстанцу.
«Всем известно, что строительство дорог издревле считалось двигателем экономики любой страны. Поэтому, строя новые дороги и обновляя существующие автомобильные дороги нашей республики, мы вносим огромный вклад в будущее. Что касается меня, то я всегда ставил для себя высокие цели, и в данной профессии, если ты действительно хороший специалист, есть хорошие перспективы для дальнейшего роста. Немаловажным фактором хотелось отметить высокий уровень оплаты труда, который превышает среднюю заработную плату», — пояснил Куаныш Толеуханов.
Что касается обмена опытом с зарубежными коллегами, то в последние 10 лет в этом направлении проделана большая работа.
«Реальность такова, что очень много технологий и новых дорожно-строительных материалов внедряются и применяется на объектах строительства и ремонта автомобильных дорог. Что немаловажно, обмен опытом происходит не только в направлении улучшения качества и долговечности возводимых автомобильных дорог, но и по улучшению безопасности и сервисного обслуживания», — рассказал Толеуханов.