Разбираем самые технологичные виды мошенничества, которые освоили аферисты. И даем советы, как не попасться на их инновационную удочку.
Добро пожаловать на маркетплейс
«Черная Пятница», которая почему-то длится не один день. Рождественские и новогодние скидки с приставками «мега» и «супер», которыми пестрят баннеры контекстной рекламы в интернете. Вечно «финальные» распродажи, зазывающие купить примерно все — от носков до дорогостоящей техники и билетов на «Щелкунчик».
А главное сделать это очень удобно — не выходя из дома, онлайн, практически в один клик и с доставкой до двери.
Свои товары и услуги активно предлагают казахстанцам набравшие невероятную популярность маркетплейсы. Давно заменившие многим привычный поход в торговый центр или шоппинг-молл.
В преддверии грядущих праздников, когда подарки нужны всем — родным, друзьям, коллегам, бизнес-партнерам — предложения становятся все заманчивее, навязчивее и… опаснее.
Ведь под прикрытием маркетплейсов и онлайн-платформ для шоппинга «работают» настоящие мошенники, которые тоже охотятся за деньгами казахстанцев. Для этого они используют самые изощренные методы и продвинутые технологии.
Суперскидка по «левой» ссылке
Каждый покупатель точно оставлял адрес своей электронной почты, чтобы получить выгодное предложение или скидку на тот или иной товар в том или ином онлайн-магазине. Для мошенников найти такой e-mail не составляет никакого труда.
И вот потенциальный клиент-жертва получает очередное электронное письмо в преддверии очередного праздника с очередным привлекательным предложением. Даже чересчур привлекательным. А внутри — ссылка, которая ведет вроде как на страницу маркетплейса.
Но это вполне может быть фишинговый двойник! Мошенники создают «зеркало» официального сайта магазина с таким же интерфейсом, а его адрес может лишь одним малозаметным символом отличаться от настоящего.
Если на этом сайте-клоне ввести данные карты и оплатить покупку, деньги уплыли, скорее всего, навсегда.
Важно: подтверждать информацию о подозрительно громадных скидках, например, по телефону маркетплейса. И всегда тщательно проверять страницу сайта, на которую ведут присланные на электронную почту ссылки. А лучше заходить на нее напрямую самому, тогда вся информация и любые действия будут доступны только после авторизации — это дополнительная защита данных и средств.
«Заботливая» техподдержка
Задержка с получением товара, жалобы на его качество, скрытые комиссии — частые проблемы при онлайн-покупках. Недовольные клиенты обычно не стесняются изливать свой гнев на потерянное время или деньги в соцсетях, где пишут негативные отзывы о работе того или иного маркетплейса.
Но вот в комментарии приходит якобы заботливый сотрудник техподдержки якобы этого онлайн-магазина, вину признает, предлагает все уладить и даже готов вернуть деньги!
Только для этого нужно перейти по некоей ссылке и ввести реквизиты карты.
Если это сделать — лишишься еще больших средств.
Важно: связываться с онлайн-магазином только через официальный сайт, приложение или колл-центр; проверять данные сотрудников техподдержки; не передавать через соцсети или мессенджеры полные реквизиты карты.
«Есть то, что вы ищите. И как раз с перламутровыми пуговицами»
Как мы уже выяснили, мошенники любят «сидеть в комментариях» и читать отзывы о работе маркетплейсов, особенно негативные.
И всегда готовы предложить свой товар: конечно, лучшего качества и, конечно, по более низкой цене.
Ссылка на описание и оплату, как обычно, прилагается.
Важно: техподдержка официальных интернет-магазинов не всегда успевает «чистить» подобные комментарии, подобным предложениям верить нельзя.
Похитители аккаунтов
Даже не самым продвинутым хакерам удается взломать электронную почту и через нее перейти в личный кабинет пользователя в маркетплейсе. Или сразу «угнать» аккаунт на онлайн-платформе.
Если это случилось, преступники совершают через привязанную карту много мелких покупок, которые не требуют подтверждения от банка.
Важно: регулярно менять пароль на электронной почте и в маркетплейсе. Стоит установить лимит на покупки в интернете или вообще завести для этого отдельную карту и переводить на нее суммы непосредственно перед оплатой.
«Подзаработать не желаете?»
Мошенники активно осваивают HR и заделались псевдо-рекрутерами от маркетплейсов.
Правда, обычно свои предложения «посотрудничать» они присылают в соцсетях или мессенджерах.
Особой квалификации не требуют, иногда, впрочем, требуют депозит — за учебу или само трудоустройство (естественно, он уже не вернется).
Да и работа простая. Например, стать «трейдером маркетплейса» — оформлять заказы, оплачивать из своих средств, а затем их отменять.
Это процедура вроде как повышает рейтинги торговой площадки.
При этом, по обещанию «работодателей», деньги возвращаются с огромными бонусами.
Именно такой случай произошел недавно в Актюбинской области, где мошенники через Telegram дали 41-летней местной жительнице 10 подобных заданий на фейковом сайте, «замаскированном» под известный интернет-магазин.
Таким образом, потерпевшая лишилась около 5 миллионов тенге. Примечательно, что обманутая актюбинка работала в финансовой сфере.
Важно: скептически относиться к обещаниям высокого заработка без опыта работы, контактам с потенциальным работодателем в соцсетях или мессенджерах. Нужно обсуждать трудоустройство напрямую с представителями компании или действовать через известных рекрутеров. И уж точно не вносить никаких депозитов и предоплаты.
ИИ как орудие преступления
В век новых технологий заиграло новыми красками и старое недоброе телефонное мошенничество.
Немногие уже верят звонкам с неизвестных номеров из «службы безопасности банка» с просьбой продиктовать данные карты или подтвердить некий совершаемый платеж.
Приходится преступникам подключать интеллект. Искусственный. Об изощренном и суперсовременном методе, которым все чаще пользуются мошенники, рассказали в Национальном Банке Казахстана.
Вот его суть.
Злоумышленники собирают сведения о близких родственниках потенциальной жертвы из соцсетей, взломанных баз данных, открытых источников в интернете. После звонят с анонимных номеров, чтобы записать голос человека.
Затем сообщником аферистов и становится всемогущий ИИ, который обрабатывает голосовые записи. Дело техники, так сказать.
С помощью подделанной искусственным интеллектом записи, злоумышленники выдают себя за родственников или близких потенциальных жертв. И выманивают у них деньги под всеми возможными предлогами.
Важно: Нацбанк РК призывает быть бдительными при получении звонков с неизвестных номеров, не раскрывать персональные данные, не устанавливать мобильные приложения, не предоставлять удаленный доступ к мобильному телефону и не переводить денежные средства на счета третьих лиц по указаниям, полученным в ходе телефонного разговоров.
Если это все же случилось, обращаться в полицию. И за консультацией по номеру 1477.
Финпирамиды уходят в цифру
Руководство Нацбанка и банков второго уровня, а также представители других ведомств и правоохранительных органов заняты еще одной актуальной для Казахстана проблемой — противодействием финансовым пирамидам.
Не проходит и месяца без отчета Агентства по финмониторингу о задержаниях, приговорах, раскрытиях преступлений, связанных с обманом вкладчиков.
Суммы называются баснословные.
Только через банки казахстанцы направили более 9,3 млрд тенге в пользу организаторов финпирамид.
В период за 2022 -2023 годы:
- завершено расследование по 170 уголовным делам;
- пресечена деятельность 40 финансовых пирамид, где организаторами были 277 лиц;
- им удалось вовлечь свыше 40 тысяч граждан;
- причиненный ущерб превышает 10 млрд тенге.
Организаторам финпирамид выуживать деньги у населения и собирать преступные доходы тоже помогают цифровые технологии.
Семинары для потенциальных вкладчиков теперь проходят онлайн, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта. На сетевых платформах регистрируются личные кабинеты, куда «инвесторы» заводят деньги и отслеживают как якобы растет доход.
А для вывода средств своих жертв мошенники используют цифровые активы и криптовалютные кошельки.
Таким образом, деятельность финансовых пирамид в полной мере уже можно отнести к сфере интеллектуальных правонарушений.
Но у правоохранительных органов на это есть свой цифровой ответ: для пресечения преступной деятельности также применяют системы искусственного интеллекта и налаживают взаимодействие с криптовалютными биржами.
Важно: АФМ РК осуществляет постоянный мониторинг информации с признаками финансовых пирамид через новостные интернет-порталы и социальные сети. Благодаря этому, с начала 2023 года заблокировано свыше 7 тысяч ссылок на подобные материалы. В соцсетях ведется работа по оповещению подписчиков о противоправном контенте.
Работает телеграм-бот «Baiqa, piramida!», где граждане могут проверить потенциально неблагонадежную организацию: достаточно ввести ссылку на сайт компании, страницу в соцсетях или проверить через БИН.
Еще одна важная и эффективная мера по противодействию мошенникам — реализация проектов по повышению финансовой грамотности населения с помощью современных технологий.