В информационном пространстве Казахстана реуглярно распространяется миф — «в традиционном обществе люди жили без проблем, не то что сегодня». Вроде бы безобидная сказка на самом деле используется с целью манипуляций и архаизации общества, отказа от современных достижений — равноправия полов, защиты прав женщин и детей.
Вот что рассказал об этом известный блогер Ильяс Бактыгалиев, сославшись на исторические источники:»
«Назвать свекра по имени и умереть! В своей статье «Бесправность киргизских молодух» Алихан Нурмухамедович Букейханов размышлял на тему бесправности замужней казахской женщины, притом, на его взгляд, семейного неравноправия зачастую не могли избежать даже очень богатые невесты. В качестве примера он приводил следующий случай:
«Воспитанная в холе и довольствии дочь «джаппаса» Б., прогремевшего своими несметным богатством по всей широкой степи, А., была выдана замуж за сына богача – «кипчак» С., причем в приданое получила, не считая обыкновенных вещей, 50 верблюдов с 50 коврами…; затем ей было дано две юрты, одна из них покрыта наилучшей белой кошмой, а другая красным сукном; верхние 125 концов решетки второй кибитки были оправлены на два пальца в серебро; кроме того, новобрачная получила 25 дойных кобыл, со всеми принадлежностями для производства кумыса и раба с рабыней».
Многие наверняка знают, что у казахов не принято, чтобы невестка называла свекра по имени, но едва ли все представляют, какими за это могли быть последствия.
«В эту же ночь А. была задушена у себя в юрте людьми, подосланными свекром, который оскорбился на то, что сноха назвала его по имени;… «Джаппасы» получили затем за нее денежную пеню (кун), а также девушку, которая была предложена раскаявшимся «кипчаком» в жены «джаппасу», так как последний не пожелал удовлетворить невинного мужа убитой, просившего выдать за него другую девушку рода «джаппас», а между тем для окончательного примирения с «джаппасами» «кипчакам» было необходимо вновь породниться с ними»
Такое вот небольшое напоминание о том, чем являлось традиционнное общество и почему важно избегать архаизации».