Айнур Тулендиева окончила Байсеитовскую школу и консерваторию им. Курмангазы в Алматы и могла бы спокойно работать в одном из оркестров родного города либо преподавать. Но она бросила себе вызов, решив продолжить обучение в США. Сегодня она — магистр скрипичного исполнительского искусства и обладатель диплома о высшем исполнительском образовании от Бостонского университета, артистка Филармонии Бостона (Массачусетс, США) и преподаватель в США.
Девушка рассказала, что до 3-го курса консерватории не имела серьезных намерений сделать карьеру профессиональной скрипачки.
«В течение первых трех лет обучения я просто переходила с семестра на семестр, не задумываясь о будущем. На последнем году обучения во мне что-то изменилось, и я поставила перед собой амбициозную цель — получить степень магистра в США. Несмотря на отсутствие денег и не очень хорошую скрипичную форму, я держалась за свою мечту. Ничто не могло остановить меня от мыслей о ней», — вспомнила Айнур.
Первым шагом к американской мечте стала возможность поехать в Китай для работы в недавно созданном Куньминском филармоническом оркестре. Несмотря на то что нужной суммы на обучение в США заработать не удалось, Айнур получила бесценный опыт, а также обрела друзей, которые помогли ей в дальнейшем познакомиться с жизнью за границей.
Когда настала пора подавать документы на поступление в магистратуру, Айнур уже была на связи с профессором.
«Я считаю отличной идеей найти профессора еще до подачи заявления в вуз, можно всегда связаться через электронную почту, они очень открыты к пробному уроку. Поддержка профессора может сыграть важную роль в получении стипендии. И да,
никогда не соглашайтесь на стипендию, которую предлагают они. Важно понимать, что идут торги, и вам нужно стоять на своем. Просите всегда больше
В итоге мне пришлось оплачивать обучение самой, но полученная мной стипендия покрывала 80% стоимости обучения. Но была еще одна статья расходов — я должна была платить за обязательную медицинскую страховку, которая обходилась примерно в 4 тыс. долларов в год. Приятным сюрпризом была возможность оплачивать обучение ежемесячно, хотя я и не была уверена, где я найду средства. К счастью, спонсор из Казахстана, который в свое время столкнулся с похожими трудностями в Париже, пришел мне на помощь», — поведала Айнур Тулендиева.
Свои расходы на обучение скрипачка считает ничем по сравнению с теми знаниями, которые она получила в США и которые помогли ей стать конкурентоспособным музыкантом и выиграть место в оркестре Филармонии Бостона. Знания касаются осознания музыкантом собственного тела во время игры на любом музыкальном инструменте.
«Я глубоко верю, что музыканты, как и спортсмены, должны знать, как работает их тело. Ведь именно через тело мы контактируем с инструментом. Во время учебы в Казахстане я никогда не слышала об осознанности тела для музыкантов. Единственное, чему меня учили, — это правильная постановка, и я, конечно, ценю это. Но в Европе и США осознанность тела включена в обучение почти всех инструменталистов. Это такие методы, как Alexander Technique, Фельденкрайза, Body Mopping и другие. В моем случае это был метод Фельденкрайза», — поделилась Айнур.
Девушку всегда удивляло, почему она сама, как и многие скрипачи в Казахстане, во время и после исполнения сложных произведений зажимают руки, спину и шею, сильно устают после концертов, в то время как зарубежные музыканты делают все легко и готовы часами играть концерты не уставая.
«Помню, во время учебы в консерватории в Казахстане я играла очень сложный Каприс Паганини и после выступления я чувствовала сильную боль в большом пальце, из-за чего моя интонация сильно пострадала. Я думала, что делаю что-то неправильно со своим телом. Но у меня не было достаточного осознания, чтобы понять, в чем проблема. Или, например,
чтобы извлечь громкий звук, я начинала сильно давить смычком на струны, тратя огромное количество энергии, а после выступления чувствовала себя совершенно опустошенной и уставшей, в то время как другие музыканты с YouТube делали это легко. Когда я наблюдала за музыкантами из Казахстана, которые невероятно талантливы и трудолюбивы, замечала, что они настолько напрягали спину и лопатки, что весь их потрясающий звук оставался в теле и не доходил до инструмента
Я начала искать что-то, что могло бы мне помочь. Мне повезло, я нашла частного преподавателя, который преподает в консерватории в Амстердаме. Он тогда приезжал в Бостон. Я взяла только один урок вживую, все последующие уроки уже были онлайн. Дальше началось мое увлекательное путешествие по изучению собственного тела. Вся моя музыкальная жизнь изменилась с тех пор, и мой приоритет — рассказывать об этом другим, чтобы помочь избежать травм и открыть новые возможности в игре. Вы не представляете, как можно наслаждаться занятиями на скрипке! Это как начать играть во что-то невероятно увлекательное.
Я искала что-то в этом направлении в Казахстане, но, увы, не смогла обнаружить», — призналась Айнур.
Одним из главных принципов методики, которую освоила Айнур, является отказ от правила, которые застревают в голове у музыканта и мешают ему создавать свои шедевры в исполнении.
«Часто голос твоего учителя в голове тебе не дает раскрыться по своему. Конечно, можно добиться в жизни успеха как лучший ученик педагога. Но я выбрала другой путь, я хотела стать лучшей версией себя. Этот метод учит тебя прислушиваться к себе на физическом и ментальном уровнях. Есть люди, которые занимаются йогой, разными медитациями и практиками. Им, конечно, будет легче перестроится, они более открыты. Я занималась спортом и йогой и почувствовала сдвиг после первого урока. Я до сих пор занимаюсь Фелденкрайз. У меня нет педагога по специальности, я уже занимаюсь с преподавателем Фелденкрайз. Существенный сдвиг, я думаю, был через 9 месяцев после начала занятий по этой методике, изменения в игре заметили слушатели. На самом деле можно начать в любом возрасте. Есть топ профессора в New England Conservatory, которым больше 60 лет, и они до сих пор берут уроки Фелденкрайз», — призналась скрипачка.
Методика Фельденкрайза касается многих аспектов, включая дыхание, осанку, осмысление, работу мышц, осмысление и так далее. Например, система бросает вызов традиционному понятию правильной осанки. Вместо этого он подчеркивает способность двигаться в любом направлении без предварительной подготовки, что приводит к легкости и свободе в игре. Осознание того, как тело естественным образом организует себя в разных ситуациях, ключевое для достижения такого рода «правильной осанки».
Кроме того, музыканты часто сталкиваются с неожиданными сложностями во время выступлений, такими как пропущенные ноты или неуклюжие сдвиги. Зрелое поведение в этом контексте предполагает спонтанное реагирование на такие сложности без принуждения. Это позволяет без усилий и эффективно реагировать на непредвиденные ситуации, способствуя свободе в музицировании.
Иными словами, метод Фельденкрайза предлагает музыкантам всеобъемлющий инструментарий, выходящий за рамки инструментов и жанров. Эти принципы, укорененные в соматической практике, затрагивают многогранные задачи, с которыми сталкиваются музыканты, от снижения напряженности до улучшения музыкальной выразительности. Интегрируя эти принципы в свою практику и преподавание, музыканты могут раскрыть новые уровни комфорта, легкости и мастерства в музицировании, содействуя более радостному и результативному музыкальному пути.
В любой истории успеха никак не обойтись без советов для будущих поколений. Айнур Тулендиева с удовольствием поделилась ими с начинающими музыкантами и теми, кто играет на инструменте несколько десятилетий.