Международный олимпийский комитет (МОК) на заседании Исполкома объявил, что всего в 15 странах можно проводить зимнюю Олимпиаду и, соответственно, развивать лыжные виды спорта в естественных условиях, но к 2040 году их число из-за глоабльного потепления сократится до 10. Казахстан пока входит в их число — снег лежит до конца марта как в горах Алматы, так и на склонах в ВКО. Но лыжные олимпийские виды спорта в Казахстане, несмотря на такие шикарные погодные условия и наличие объектов для подготовки в стране, пребывают не в самом лучшем положении.
Так сложилось, что в Казахстане спорт финансируется в основном из государственного бюджета. Распределение бюджетных средств на те или иные виды спорта (как олимпийские, так и неолимпийские) происходит на основании Республиканского перечня приоритетных видов спорта. Уполномоченный орган производит ранжирование видов спорта, то есть, согласно законодательству, определяет уровень развития видов спорта в зависимости от спортивных достижений на международных спортивных соревнованиях, национально-культурной традиционности вида спорта, наличия кадрового потенциала, материально-технической базы, массовости и от особенностей вида спорта, зависящих от климатических условий региона
Если объяснить простыми словами, то в первую очередь деньги получают те виды спорта, которые попали в группу А (развитые виды спорта, по итогам ранжирования набравшие наивысшие баллы), средний объем финансирования получают виды спорта из группы Б (виды спорта, обладающие потенциалом, по итогам ранжирования набравшие средние баллы) и по остаточному принципу выделяются деньги видам спорта из группы С (виды спорта, обладающие низким уровнем потенциала, по итогам ранжирования набравшие низкие баллы). Список обновляется раз в два года в зависимости от результатов, наличия спортивных объектов, массовости и ряда других критериев, закрепленных законодательно.
В настоящее время в группе А представлены 5 зимних видов спорта — 3 лыжных и 2 коньковых (лыжные гонки, биатлон, фристайл-могул, конькобежный спорт и шорт-трек), однако Министерство туризма и спорта РК выложило для публичного обсуждения (до 26 октября) проект нормативно-правового акта (НПА) «О внесении изменений в приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 1 ноября 2019 года № 293 «Об утверждении республиканского перечня приоритетных видов спорта», согласно которому предлагается исключить из списка А лыжный вид, из года в год приносящий медали международных соревнований, имеющий медаль Олимпийский игр — фристайл-могул. Поговаривают, что один из функционеров, совсем недавно занимавший высокую должность, планировал вообще закрыть фристайл-могул в Казахстане, последовав примеру другого небезызвестного госслужащего, собиравшегося ликвидировать штатные национальные команды по горнолыжному спорту и лыжному двоеборью. В итоге могул отстояли, правда, ему грозит понижение в приоритетности.
Справедливости ради нужно сказать, что лыжными гонками и биатлоном в Казахстане занимается больше людей, чем могулом, соответственно, при подсчете баллов за количество спортсменов, тренеров, спортивных сооружений у лыжных гонок и биатлона результат более впечатляющий, чем у других лыжных видов, к тому же, могулисты «виноваты» в том, что их единственная база «Согра» сгорела летом 2022 года из-за лесных пожаров в ВКО. Но почему же тогда по качеству результатов лидирует могул, который в связи с климатическими особенностями можно культивировать только в горной местности? И что мешает поддержать эту дисциплину фристайла сегодня, оставив в группе А вместе с лыжными гонками и биатлоном, чтобы завтра не жалеть об утерянных позициях?
Нельзя забывать, что для выигрыша медалей на крупнейших соревнованиях необходимо поддерживать выбранную стратегию развития того или иного вида спорта. И судя по результатам, в могуле с этим все в порядке.
В Алматы несколько лет подряд проводят этапы Кубка мира, а в 2021 году здесь прошел даже чемпионат мира по могулу и акробатике.
Кроме того, важно, что Казахстан еще с прошлого сезона представлен в судейском корпусе Кубка мира по фристайлу-могулу — Дарья Дегтева (в девичестве Радионова) бывшая спортсменка сборной РК, чемпионка Европы, призер юниорского чемпионата мира, дважды серебренный призер Азиады-2011, сегодня получает назначения как рефери на Кубок мира и Кубок Европы, готовится к получению категории на работу на чемпионатах мира и Олимпиаде. Да и проект строительства новой базы для могула на месте сгоревшей, включая технико-экономическое обоснование, уже готов. К тому же на Олимпийских играх-2026 в могуле будет разыграно не два, а четыре комплекта наград (не только в индивидуальном, но и в параллельном могуле).
Как будет развиваться могул, если его переведут в группу Б, будет ли возможность провести очередной финал Кубка мира по могулу в 2024 году и что Казахстан ждет на Азиаде и Олимпиаде без могула? Вопрос риторический…
Конечно, перевод в группу Б в системе ранжирования совсем не означает закрытие данного вида спорта, но погружает его в такие условия финансирования, при которых развивать его будет весьма непросто.
Что такое группа Б в ранжировании для зимних олимпийских видов спорта? Внимательные болельщики знают ответ на этот вопрос на примере тех видов спорта, что сейчас там присутствуют.
Если сборные по фристайлу-акробатике, хоккею, фигурному катанию и керлингу более-менее работают в удовлетворительном составе, то, например, в штатной национальной команде по горнолыжному спорту, который сейчас также представлен в группе Б, числится один спортсмен без тренеров и сервисменов. Известно, что попавшие под сокращение два тренера и 3 атлета строят карьеру уже вне спорта, в том числе теперь уже бывший главный тренер — сейчас он работает водителем бензовоза.
Впрочем, есть другие лыжные виды спорта, которым повезло еще меньше, чем попавшим в перечни А и Б. В группе С из лыжных олимпийских видов находятся сноуборд и лыжное двоеборье, а проектом НПА предлагается добавить в эту группу прыжки на лыжах с трамплина, в настоящее время находящиеся в группе Б. Собственно говоря, пребывание в данной группе можно сравнить с забвением. Здесь не приходится мечтать о наличии полноценной национальной сборной, а деньги на полноценные тренировки и тренеров нужно просить у спонсоров или подписчиков в Instagram, как это делал в прошлом году двоеборец Чингиз Ракпаров. Сегодня спортсмен тренируется в Норвегии, но выступает под флагом Казахстана. Он намерен добиться успехов, завоевать медали и обратить внимание ответственных за развитие спорта лиц к своему виду спорта. Похоже, что теперь Ракпарову нужно будет защищать честь не только двоеборья, но и прыжков с трамплина.
Результаты недавней летней Азиады в Ханчжоу стали холодным душем для болельщиков и тренерских штабов. Те виды спорта, в которых Казахстан на азиатских стартах традиционно легко брал золото, вдруг стали для наших спортсменов сложными — наши атлеты ощутили жесточайшую конкуренцию со стороны соперников. В итоге Казахстан побил свой рекорд по количеству бронзовых медалей и впервые за всю историю выступления на летних Азиадах остался за пределами топ-10 в медальном зачете.
Как мы видим, золотые награды на летней Азиаде в олимпийских видах спорта Казахстан выиграл в тех видах спорта, где вовремя поняли: советская система подготовки спортсменов в том виде, в котором она остановилась в 1991 году вместе с развалом СССР, в наши дни уже неконкурентоспособна в мире. Прошло ни много ни мало более 30 лет с момента развала СССР, и чтобы побеждать сегодня, необходимо в тренировках, общей физической подготовке, спортивной медицине не повторять слепо то, что писали в советских учебниках 30 и более лет назад, а опираясь на ту базу применять на практике мировые новшества, последние тенденции и добавлять к лучшим мировым практикам собственные находки. Тогда и финансирование со стороны государства (которое и сейчас обеспечивается стабильно, без задержек, за что нужно отдать должное) принесет желаемый результат в виде побед.
Безусловно, все эти методики должны внедрять и разнообразить тренировочный процесс тренеры. И здесь есть два варианта. Первый — пригласить иностранных специалистов, но в этом случае 100%-ной гарантии, что это даст нужный результат, нет — по правде говоря, приглашенных тренеров интересуют в первую очередь деньги, а уже потом — идея. И не всегда лучшие будут готовы приехать в Казахстан. Местных же тренеров, которые хотят и перенимают современные методы, а также придумывают свои фирменные фишки, сегодня в Казахстане поддерживают премиями и надбавками намного скромнее, чем атлетов.
Вернемся к предстоящей зимней Азиаде-2025 года в Харбине. Результаты этих соревнований для Казахстана страшно представить. Понятно, что в коньковых дисциплинах казахстанским спортсменам выиграть не просто золотые, но и медали в принципе будет невероятно сложно. Учитывая, что Азиада пройдет в Китае, местные конькобежцы, фигуристы, хоккеисты и шорт-трекисты не отдадут просто так казахстанцам золото, а за награды другого достоинства нужно будет конкурировать с другими мировыми державами — Японией и Южной Кореей.
А вот в лыжных видах спорта Казахстан мог бы рассчитывать на золото, да вот незадача — соперники и здесь могут отобрать не только победу, но и серебряные награды.
Сегодня в большинстве лыжных дисциплин (в том числе в лыжных гонках и фристайле-могуле), где представлен Казахстан, в зачетах Кубков мира лидируют спортсмены из Японии. Даже в биатлоне казахстанцы в Азии не лидеры, в Кубке мира наших атлетов опережают представители Японии и натурализованные Южной Кореей экс-россияне.
Но нельзя забывать, что Азиада пройдет в Китае и местные атлеты наверняка будут всерьез претендовать на медали в лыжных гонках, сноуборде и горнолыжном спорте. Вдобавок фристайл-акробатика — это в принципе коронный вид спорта для Китая.
Да, в Китае еще 10 лет назад даже не смотрели в сторону развития лыжных видов, но в рамках подготовки к зимней Олимпиаде-2022 в Пекине в этой стране приняли национальную программу, согласно которой в год 1 млн человек должны вставать на лыжи, строятся горнолыжные трассы. А ведь горнолыжный спорт и лыжные гонки — самые медалеемкие лыжные виды что на Азиаде, что на Олимпиаде. Но учитывая условия, в которых остался казахстанский горнолыжник, его перспективы на выигрыш медали Азиады выглядят очень призрачно, а в лыжных гонках сегодня в зачетах Кубка мира казахстанцы уже сейчас уступают японским спортсменам, а в спину нашим уже дышат китайские лыжники.
Двоеборцу Чингизу Ракпарову на Азиаде тоже будет нелегко, ведь японские атлеты в этом виде спорта считаются сильнейшими в мире. Но если Чингиз сумеет подняться как можно выше в зачете благодаря собственному упорству и норвежским тренерам, то, возможно, это натолкнет ответственных за спорт людей на мысль, что и в этом виде у Казахстана могут быть результаты (несмотря на конкуренцию с Японией в Азии), если готовиться правильно, тем более что лыжные трассы и трамплины для этого вида спорта в Казахстане есть в двух регионах. Выступающим в прыжках с трамплина также придется доказывать на Азиаде состоятельность своего вида спорта, и сделать это будет еще труднее, чем раньше, если проект НПА будет утвержден и вступит в силу.
Достаточно простого взгляда на эту таблицу, чтобы понять: фристайл-могул пока выглядит чуть ли ни единственным лыжным видом, где медали должны быть не только на Азиаде, но и на мировых первенствах и Олимпиаде.
Да, в Азии и мире в могуле сильна Япония, но ведь и казахстанская команда тренируется по мировым стандартам, а также готовит для могулистов из страны Восходящего солнца свой сюрприз: лидеры женской команды — опытная Юлия Галышева и молодая Анастасия Городко, снова в строю после перенесенных самых современнейших операций в Германии, а у мужчин Павлу Колмакову в спину дышит молодежь в лице Федора Бугакова, Максима Емельянова и других ребят.
У тренерского штаба и этих ребят есть целый сезон для обкатки программы с казахстанским фирменным прыжком и зная результаты прошлых лет можно предположить, что к важным стартам они будут на пике формы. Но без должной поддержки сейчас фристайл-могул может потерять позиции не только в мире, но и в Азии. Если раньше основными конкурентами наших могулистов в Азии были японцы, то сегодня сильными соперниками могут стать также могулисты из Китая и Южной Корее.
Не стоит забывать, что в лыжных видах на Азиаде в серьезную борьбу за медали включатся арабские страны. Не исключено, что хозяева зимней Азиады 2029 года — сборная Саудовской Аравии (!), наверняка уже в Харбине устроит большой сюрприз для всех в лыжных видах.
Казахстанские команды по лыжным видам спорта еще могут успеть подготовиться так, чтобы выиграть золото на Азиаде-2025 и всерьез участвовать в борьбе за медали на Олимпиаде-2026 в Милане. Для каждого лыжного вида нужна своя помощь и поддержка. Одним видам, имеющим достаточное финансирование, нужно срочно менять план подготовки и тренировок, другим достаточно просто не вставлять палки в колеса и не понижать в ранжировании для сохранения финансирования, третьи необходимо начать развивать сейчас с прицелом уже на Азиаду-2029 и Олимпиаду-2030. И конечно же, лыжные виды спорта — это не только усилия спортсменов, тренеров и спортивных медиков, наличие современного инвентаря и спортивных баз, но и работа сервисменов — смазчиков, без которых лыжи попросту не поедут.
Лыжные виды спорта имеют в Казахстане славную историю. Лыжники Владимир Смирнов, Владимир Сахнов, Иван Гаранин золотыми буквами вписали свои имена в историю мирового лыжного спорта, в период независимости честь лыжных видов спорта на Олимпиадах поддержали фристайлистка-могулистка Юлия Галышева и биатлонистка Елена Хрусталева. Увы, Олимпиада-2022 в Пекине показала, что лыжным видам спорта нужна была перезагрузка.
Сегодня лыжные виды спорта как никогда нуждаются в поддержке и развитии во всех отношениях, иначе мы совсем скоро увидим, как Казахстан потеряет свои традиции в лыжных олимпийских видах спорта не только из советского прошлого, но и обретенные в годы Независимости, таким образом, по нелепой случайности или необъяснимому умыслу лишившись своего привилегированного положения.
Ведь Казахстан, обладая природными условиями и готовыми объектами для развития лыжных видов спорта, пока еще может себе позволить относительно недорогое их развитие, в то время как странам, только осваивающим лыжные виды (Китай, Саудовская Аравия, Катар и так далее), нужно вкладывать большие средства для их развития у себя в связи с отсутствием естественного снега и баз для тренировок. Так почему бы Казахстану, пока не поздно, не воспользоваться этим преимуществом и не уйти снова в отрыв от конкурентов?
Сегодня у Казахстана есть уникальная привилегия — место в элитном клубе стран, где есть не просто условия для лыжных видов, но и соответствующие результаты, и от того, какое ответственные за развитие спорта чиновники сегодня примут решение относительно лыжных видов спорта, станут ли, образно говоря, «резать курицу, несущую золотые яйца», зависит престиж Казахстана на мировой арене и обладание Казахстаном привилегиями завтра.
Автор — Альберт Ахметов