Чиновники плохо понимают, какой ислам в Казахстане прижился исторически, и потому попадают в идеологические ловушки.
Известный политолог Данияр Ашимбаев кратко напомнил, как ислам приживался в Казахстане:
«Что же происходит в религиозной сфере?
Государство пытается использовать гипотетический авторитет мусульманского духовенства в идеологической работе, исходя из тезиса о том, что «все казахи — мусульмане» и традиционно придерживаются канонического ханафитского мазхаба, характерного скорее для Средней Азии и южных регионов.
Исторически же ислам существовал в регионе очень даже не «классический». В степях он был сильно замешан на тенгрианстве и шаманизме,
на юге региона — на зороастризме и иных древних культах. Не забудем и про суфизм, который вообще практически тот же шаманизм и каноническим исламом долгое время не приветствовался.
Местная матрица легко переварила арабский канон, и без того адаптированный персами под свой менталитет.
Немного более классическим его сделал
российский царизм, который много сил вбухал в распространение исламского образования
и судопроизводства — для укрепления пресловутого колониализма.
А нынешний ислам — это скорее советский вариант, основанный на модернизации и адаптации религии к светской и урбанизированной культуре.
По мере роста радикальных группировок в 90-е и сложной международной ситуации в регионе (Афганистан, Кавказ, Синьцзян) государство решило противопоставить «правильный» ислам «неправильному».
Только вот понимание правильности исходило из научного видения, а не из изучения практики. В массе своей он у нас обрядо-праздничный.
Духовенство начало продвигать свое представление, сделав упор на скрещивании религиозных и национальных традиций. При этом первые, собственно говоря, традициями особенно тут не были, а вторые представляли собой набор благих тезисов из разных эпох, регионов и литературы.
В итоге возникло понятие духовных ценностей, которые на практике не разделяются даже своими пропагандистами и теоретиками.
Получается, что в основе конфессиональной и идеологической политики сидят изначально весьма абстрактные тезисы».
Расизм и сексизм – зрители о выступлении российского психолога в Казахстане