Влияние и роль Китая на международной арене давно достигло такого уровня, что не говорить о его политике сегодня попросту невозможно, тем более Казахстану, находящегося рядом с КНР и в свою очередь обладающего стратегически важным географическим положением. О том, почему и каким образом правительство РК поддерживает сотрудничество с этой страной – подробнее в материале.
К примеру, выступая на виртуальном саммите, посвященном 30-летию установления дипломатических отношений между Китаем и центральноазиатскими странами, председатель КНР Си Цзиньпин предложил активнее развивать транспортную инфраструктуру между странами и параллельно создавать механизмы сотрудничества в сфере электронной коммерции и упрощения трансграничной торговли, а также расширять сотрудничество в энергетике и сфере высоких технологий.
Аналогичные высказывания лидера Китая прозвучали и во время переговоров глав стран ЦА, собравшихся в мае на саммите «Китай – Центральная Азия» в Сиане. Намерения сторон были подкреплены уже конкретными соглашениями. Узбекский и кыргызский лидеры подписали с Китаем трехстороннее соглашение о строительстве новой железной дороги, чтобы создать более короткий путь в Европу, минуя попавшую под санкции РФ.
Туркменистан, преследуя свои интересы, подписал ряд двусторонних документов с Китаем. Казахстан в свою очередь подписал 23 документа, в том числе и соглашение о безвизовом режиме, вследствие чего казахстанцы в КНР и китайцы в РК смогут находиться без визы до 30 дней после пересечения границы и 90 дней за 180-дневный период.
Согласно прозвучавшей в те дни информации, в общей сложности Китай «для укрепления сотрудничества и развития Центральной Азии» намерен выделить 26 млрд юаней, что эквивалентно 3,7 млрд долларов США.
В то же время стоит отметить, что сегодня политика КНР резко меняется. Накануне третьего пленума Коммунистической партии Китая аналитиками и экономистами этой страны был подготовлен доклад – «Партия знает лучше: согласование экономических субъектов со стратегическими целями Китая».
В нем идет речь о фундаментальных сдвигах в экономическим управлении КНР. В частности в документе отмечено, что сегодня Китай является экономическим гигантом, на долю которого приходится около 20 процентов мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 30 процентов мирового производства, а также подчеркивается, что Си Цзиньпин больше не чувствует себя привязанным к принципам, которыми руководствовались его предшественники. Этот подход оправдал себя и Си Цзиньпин нацелился на то, чтобы вывести Китай на более высокий уровень развития и глобального влияния. Очевидно, что планы лидера Китая затрагивают и вопрос сотрудничества со странами Центральной Азии, и в частности с Казахстаном.
Надо сказать, что за последнее время состоялось немало важных для Казахстана и для Китая мероприятий высокого уровня, где обсуждался взаимовыгодный для обеих стран консенсус. Вследствие утвержденного Соглашения между Правительствами РК и КНР о взаимном освобождении от визовых требований, было озвучено немало мнений отмечающих выгоды и положительные моменты, которые несет подписанный документ.
Для Казахстана Китай становится очень выгодным крупнейшим рынком для экспорта товаров и в этой связи правительство страны продолжает работу по поддержке малого и среднего бизнеса, предоставляя отечественным экспортерам новые возможности. К примеру, как отмечает вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Торебаев, было заключено соглашение с китайской компанией, занимающейся строительством перерабатывающих предприятий на территории Китая. В рамках данного документа предусматривается возможность ведения нового формата торговли с КНР. В частности речь идет о специальной зоне в Казахстане, где могут находиться производители различной продукции, которая потребляется в Китае. Удобство данной зоны для предпринимателей из Казахстана заключается в том, что в ней будут находиться лаборатории, организовано техническое регулирование товаров, проводиться выдача лицензий и созданы ряд других подразделений, позволяющие без проблем проходить предэкспортную проверку казахстанской продукции.
Также по завершению саммита в Сиане, был открыт пилотный шоу-рум казахстанской продукции, а на выставке «Китай — Евразия: товары и торговля» в Урумчи национальный стенд Казахстана стал одним из лучших на выставке среди 40 стран и регионов, представивших свои товары.
Правительство страны продвигает отечественный бизнес и на всевозможные торговые площадки. Так в 2023 году доступ на крупнейший В2В маркетплейс Китая получили 70 поставщиков из Казахстана. Наиболее востребованными являются категории «Еда, напитки» и «Сельское хозяйство». Активно развивается торговля и на площадке Alibaba, где 44 казахстанские компании получили статус «Золотой поставщик». По данным единого оператора поддержки экспортеров QazTrade, ведется сотрудничество и с маркетплейсом – JD.com, где представлена продукция 25 казахстанских брендов. Как отмечают представители QazTrade, китайские покупатели охотно берут казахстанские кондитерские изделия, конфеты, шоколад, макароны, подсолнечное масло, ячмень и другие продукты. А еще год назад Казахстан заявлял и о том, что готов довести объемы ежегодных экспортных поставок пшеницы в Китай до 1 млн тонн и более.
Выступая 4 сентября на форуме по торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем (провинции Шаньдун) и Казахстаном заместитель Премьер-Министра Серик Жумангарин особо отметил, что в целом экспорт сельскохозяйственных товаров из Казахстана в Китай за 2022 год вырос в 2,5 раза на 548 млн долларов по сравнению с 2021 годом.
Впрочем, пока все еще основной доход Казахстан получает от экспорта товаров сырьевого сегмента. Главным направлением покупок Китая на казахстанском рынке остается нефтегазовая отрасль. Сегмент «нефть и нефтепродукты» приносит в бюджет 4,1 млрд долл., рафинированная медь и сплавы медных необработанных (2,3 млрд долл.), природный газ (1,2 млрд долл.), ферросплавы (775 млн долл.), руды и концентраты железные (455 млн долл.) и уран.
В свою очередь Китай импортирует в Казахстан: телефоны и смартфоны (911 млн долл.), вычислительные машины и их блоки (892 млн долл.), трикотажные и текстильные изделия и одежду (833 млн долл.), шины и покрышки (197 млн долл.), автомобили легковые (184 млн долл.), подъемники, трансформаторы электрические и другие товары широкого потребления.
Казахстанские чиновники в своих выступлениях не раз отмечали, что Китай является одним из основных стратегических торговых и инвестиционных партнеров РК. Подчеркивает этот факт и президент страны Касым-Жомарт Токаев. Выступая в Сиане на казахско-китайском инвестиционном круглом столе, он отметил, что по итогам прошлого года объем двусторонней торговли достиг рекордного показателя – 31 млрд долларов и что Китай входит в пятерку крупнейших инвесторов, вложив в казахстанскую экономику в общей сложности более 23 млрд долларов.
Для того чтобы обоюдный интерес двух стран не ослабевал, правительство РК планирует наращивание пропускной способности действующих нефтепроводов (Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь).
И в связи с ростом потребления нефтепродуктов намечено увеличение производственного потенциала Шымкентского нефтеперерабатывающего завода с 6 до 12 миллионов тонн в год. Рассматривается и увеличение мощностей по переработке газа и расширение газотранспортной системы, путем запуска второй нитки магистрального газопровода Бейнеу – Бозой–Шымкент.
Не только экономика
Китай строит отношения со странами ЦА, ненавязчиво укрепляя политические, социальные и культурные связи сразу на нескольких уровнях: с правительством страны, с лидерами различных групп и среди обычных граждан. Такая политика в целом поддерживается и правительством Казахстана. Так, к примеру, только в сентябре 2023 года прошло более 11 официальных мероприятий, затрагивающих все упомянутые уровни:
поддержка культурных ценностей – во дворцовом комплексе Запретный город (Гугун), состоялась церемония открытия выставки «Процветающий мир во имя партнерства: сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь». На выставке были представлены уникальные культурные артефакты Казахстана; поддержка дипломатических отношений – казахстанские дипломаты приняли участие в 10-м международном кинофестивале «Один пояс, один путь».
В своем выступлении советник-посланник Посольства РК в КНР Аскар Шалкарбаев отметил, что впервые инициатива «Один пояс, один путь» была озвучена в Казахстане в 2013 году Председателем КНР Си Цзиньпином; вопросы политического и экономического сотрудничества – первый заместитель Премьер-Министра Роман Скляр и министр транспорта РК Марат Карабаев посетили Китай с рабочими визитами. Главной темой встреч были вопросы развития транспортно-логистической, автодорожной и авиационной отраслей. Стороны также обсуждали транзитный потенциал Казахстана, определяя перспективные направления дальнейшего сотрудничества.
Участвуют казахстанцы и граждане Китая на всевозможных международных конференциях и форумах, обмениваясь мнениями о перспективных направлениях сотрудничества в рамках сопряжений национальных стратегий с главной китайской инициативой «Один пояс, один путь», а также обсуждая проблемы текущей международной ситуации.
Интересен для Казахстана и опыт Китая во всевозможных исследованиях и разработках в области высоких технологий, куда правительство КНР вкладывает невероятные суммы. Китай (18,8 трлн долл.) входит в десятку стран, которые демонстрируют мощный рывок в инновационно-технологическом развитии, занимая второе место после США (23,7 трлн долл.).
Все эти средства, технологические гиганты тратят в большей степени на улучшения алгоритмов, систем искусственного интеллекта. К слову, Казахстан пока занимает лишь 44 место в этом рейтинге и, безусловно, нам есть чему поучиться у своих соседей.
Собственно, по всей видимости, возможности КНР в сфере инновационно-технологических разработок интересны для правительства РК, также как и его инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, энергетические ресурсы и торговые коридоры.
Еще в 2019 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявлял, что Казахстану интересен опыт китайских компаний в сфере инноваций и новых технологий, а также о том, что наша страна заинтересована в создании совместных инновационных предприятий, технопарков и IT-центров с китайскими компаниями.
И спустя пару-тройку лет действительно появились такие компании, которые рассматривают в Казахстан, как своего стратегического партнера. Так, к примеру, сообщалось, что ENFI – часть госкорпорации China Minmetals Corporation, которая входит в топ-60 крупнейших мировых компаний по количеству активов, заходит на казахстанский рынок. По договоренности ENFI начнет работать с казахстанскими компаниями, внедряя свои инновационные технологии и привлекая инвестиции со стороны других китайских организаций: В июне текущего года состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между АГМП и China ENFI Engineering Technology Co., Ltd. (Китай). Стороны намерены сотрудничать по таким направлениям, как улучшение экологичности производств, энергоэффективность и развитие научно-технических взаимоотношений.
По данным правительства РК на 2022 год, в нашей стране работают 3,3 тыс. совместных казахстанско-китайских предприятий, причем в таких стратегических отраслях, как горно-металлургический комплекс, обрабатывающая промышленность и др.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что важную роль в стимулировании развития сотрудничества между РК и КНР играют китайские инвестиции. И если для Казахстана – это выход на новые рынки, выход к новым технологиям, строительство крупных инфраструктурных объектов и так далее, то для Китая – это в первую очередь обеспечение хороших отношений с соседями.
Автор — Мадия Торебаева