В мажилисе вновь подняли вопрос низких доходов населения и инфляции. Так, депутаты привели статистику о том, что казахстанцы тратят 60 процентов из своей зарплаты на продукты питания. El.kz приводит мнение мажилисмена Анаса Баккожаева по этому поводу.
В развитых странах Европы расходы на продовольствие не превышают 11 процентов, а в Беларуси, Молдове и Болгарии, сельскохозяйственный потенциал которых во много раз ниже Казахстана, этот показатель составляет 35 процентов. Россияне, не затронутые санкциями, тратят на еду в два раза меньше — 32 процента.
«Основной причиной ценовой нестабильности являются городские рынки, которые не регулируются местными властями и «подогревают» теневую экономику, и организованную вокруг них группу — посредников. Фермеры платят один раз за въезд и после — за транспорт. Также имеются и другие различные платы.
Простые торговцы не получают выгоду на торговых точка из-за налогов, в связи с чем вынуждены возвращаться обратно к себе аул из-за притеснений, организованных посредниками. Так, благодаря перекупщикам привезенная фермерами говядина стоимостью 1 900 тенге доходит до за 3 200 тенге, а картофель за 80 тенге продают по 250 тенге. Независимо от того, какую сельскохозяйственную продукцию вы покупаете, она будет продаваться таким образом», — сказал депутат.
По его словам, территория вокруг рынка заполнена складами спекулянтов, не контролируемыми государством.
«Новый метод необходим для снижения цен на продукты питания. Одним из способов регулирования цен в рыночной экономике является развитие потребительской кооперации. Работу в этом направлении необходимо начинать с продуктовых магазинов.
Они добавляют как минимум 25–30 процентов дополнительной стоимости к продукту, который покупают у других и перепродают. Потому что цель любого бизнеса – получение прибыли. А что, если владельцем магазина является не предприниматель, а сами покупатели? Но подобные кооперативные магазины уже давно работают за рубежом», — рассказал Анас Баккожаев.
Асан Баккожаев предлагает открыть в Казахстане розничные кооперативы — это розничные торговцы, такие как продуктовые магазины, принадлежащие своим клиентам.
«Цель этих кооперативных магазинов не получение прибыли, а обеспечение своих покупателей дешевыми продуктами питания. С помощью этой системы можно снизить добавленную стоимость. Если будут созданы кооперативные магазины, их клиенты будут увеличиваться и расширяться, то мы сможем связать их с сельхозкооперативами и фермерами в регионах.
Таким образом, товар с производства попадет к покупателю напрямую без каких-либо дополнительных затрат. Это позволяет снизить цены на продукты питания как минимум на 50 процентов. Понятно, что развитие этого направления будет конкурировать с действующей системой рыночного ценообразования и способствовать регулированию цен на продукты питания», — поделился мажилисмен.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей