6 сентября в Алматы стартовал VIII международный кинофестиваль BAIQONYR.
Профессия кинорежиссера долгое время оставалась в искусстве одним из последних мужских бастионов. В самых развитых кинематографиях мира процент женщин-режиссеров колеблется вокруг отметки 7–9 %. Но в последние годы что-то затрещало в ранее прочных стенах этой крепости, и открывающийся в эти дни в Алматы VIII кинофестиваль BAIQONYR принес в этом плане красноречивые показатели. Новое казахстанское женское кино во весь голос заявило о себе на «Байконуре».
В нынешнем году фестиваль объединил под своим крылом сразу два киносмотра: основной фестиваль короткометражного игрового и документального кино и дебютирующий на кинематографической карте республики Almaty Animation Festival. В каждом – по два конкурса. Суммарно в общей конкурсной программе представлено 82 фильма. А теперь попробуйте угадать: какое количество из этих картин сняли женщины?
Итак, факты. Из 82 фильмов всех конкурсных программ 49 сняли женщины. Это почти 60% от общего числа авторов. Но справедливости ради надо сказать, что такой существенный перевес обеспечило дамам анимационное кино. Посмотрим расклад по отдельным программам. В международном конкурсе у мужчин преимущество, но совсем небольшое: 10 к 8. В национальном конкурсе картина идентичная: 11 мужчин и 9 женщин. Таким образом, женское присутствие составляет почти 45%, и это отнюдь уже не пресловутые 7-9%. А вот в анимации, судя по всему, наступает матриархат. Из 44 фильмов Almaty Animation Festival 32 сняли женщины.
Но к такому замечательному положению вещей казахстанское кино пришло не сразу. Последние полтора десятилетия выдвинули целую когорту талантливых женщин-режиссеров. Вот лишь несколько примеров.
В 2007 году дебютный полнометражный фильм «Карой» Жанны Исабаевой был показан в программе «Неделя критики» Венецианского кинофестиваля и номинирован на премию Asia Pacific Screen Awards за лучшую режиссуру, а картина «Нагима» получила Гран-при на кинофестивале азиатского кино в Давиле (2013) и диплом NETPAC на Московском международном кинофестивале (2014).
Премьера первого полнометражного документального фильма Катерины Суворовой «Завтра море» состоялась на кинофестивале в Локарно в 2016 году, а через пять лет эта же лента стала первым казахстанским проектом на стриминговом сервисе Netflix.
На 70-м Каннском кинофестивале в программе Short Film Corner была представлена картина Алмы Баймуратовой «Похоронить молчание», а через год в программу ACID этого же фестиваля попал фильм «Так себе зима» Ольги Коротько.
В 2021 году Бану Рамазанова получила специальный приз жюри Andromeda Film Festival в Турции за свой дебютный документальный фильм «Преодолевая барьеры».
В том же году картина «Мариям» принесла Шарипе Уразбаевой приз лучшего женского режиссера на 22-м международном кинофестивале Rainbow Film Festival в Лондоне, а кинолента «Қызыл анар» вошла в основную конкурсную программу международного кинофестиваля в Пусане.
Там же, на кинофестивале в Пусане, в 2021 году состоялась премьера дебютного полнометражного фильма «От» Айжан Касымбек. Эта картина принесла ей целый букет престижных наград: призы «За лучшую режиссуру» и «За лучшую музыку» Минского международного кинофестиваля «Лістапад»; приз ФИПРЕССИ на МКФ в Триссуре (Индия). А исполнитель главной роли Толепберген Байсакалов был отмечен призами в номинации «Лучшая мужская роль» на кинофестивалях в Лос-Анджелесе, Сочи и Сингапуре.